Дистанционное обучение в школе

С марта этого года большинство учебных заведений страны перешли в новый режим – дистанционное обучение (ДО). Для многих это оказалось неприятным сюрпризом, ведь далеко не во всех школах и не у всех учеников есть технические средства для воплощения этих идей в жизнь.

Что такое дистанционное обучение и с чем его едят?

Суть дистанционного обучения состоит в том, что ни учащиеся, ни учителя не посещают школу, так как должен соблюдаться режим самоизоляции. Но обучение не останавливается, просто переходит в удаленный формат. Ученики должны самостоятельно осваивать часть материала, учителя с помощью электронных средств выходят с ними на связь.

Дистанционное образование можно разделить на две большие подгруппы – онлайн-обучение и офлайн-обучение (по своей сути – заочное). Сегодня все большее значение приобретает именно первая подгруппа. Возможностей у нее немало. Наиболее популярны следующие виды онлайн-образования:

  1. конференции на платформах видео- и аудиосвязи;
  2. просмотр готовых видеоуроков;
  3. проведение опроса учащихся в текстовых и голосовых чатах;
  4. использование обучающих платформ для проведения контроля;
  5. размещение домашних заданий для учащихся на школьной платформе или сайте с последующей отправкой выполненных работ на электронную почту.

Приведенные выше варианты можно как использовать по отдельности, так и сочетать между собой. Учебное заведение может само определять возможные форматы ДО в зависимости от технической оснащенности.

Как работает дистанционное обучение?

Итак, вы – родитель, ученик или учитель, столкнувшийся с дистанционным образованием. Возникает вопрос: а как происходит такое обучение в школе? Несмотря на высокую вариативность развития событий, у удаленной учебы во всех заведениях есть общие черты.

  1. У школы существует сайт либо иная платформа, на которой преподаватели смогут размещать задания, адреса почт, ссылки на уроки и чаты.
  2. Чаще всего домашние задания необходимо выполнять в тетради или в текстовом редакторе, а затем фотографию работы или документ отправлять на электронную почту школы или учителя. Возможен еще вариант с прохождением тестов или других самостоятельных работ на различных сайтах.
  3. Если технические возможности позволяют школе или отдельным учителям проводить онлайн-уроки, то для разъяснения материала будут использованы именно такие конференции или чаты. В ином случае необходимо будет просматривать готовые уроки в видеоформате.

Платформы для дистанционного обучения

Существует множество онлайн-платформ, с помощью которых возможен обмен информацией между учащимися и преподавателями. Каждая из них имеет свои особенности.

  1. Zoom – популярное приложение, дающее возможность проведения видеоконференций. Доступ возможен по ссылке или по уникальному коду. Существует опция «зал ожидания» – т. е. любой посетитель конференции должен подождать, пока его запустит учитель. Это защищает от анонимных шутников. Есть возможность использования электронной доски, текстового чата, демонстрации экрана. При бесплатном использовании – конференции по 40 минут.
  2. Discord – голосовой и текстовый чат с возможностью подключения видео. Учителем создается канал, к которому по ссылке подключаются учащиеся. В назначенное время происходит конференция.
  3. Skype – широко известное приложение для видео и текстового чата.
  4. Учи.ру, ЯКласс, Российская электронная школа – схожие интернет-платформы, на которых учитель может выкладывать готовые задания либо создавать свои. Требуется регистрация.
  5. Решу ЕГЭ – сайт, известный в первую очередь выпускникам. Разработчики с началом массового перехода в онлайн-формат создали раздел «Школа», в котором учитель может создать неограниченное количество курсов для учащихся и разместить свои материалы и задания. Обратная связь – на этой же платформе.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Как и любой другой вид образования, дистанционное имеет и преимущества, и недостатки.

Плюсы ДО

  1. Для учащихся это отличная возможность научиться самостоятельно распределять время и на учебу, и на отдых.
  2. Дистанционное обучение развивает пунктуальность и ответственность. Многие учащиеся жалуются на обилие домашних заданий, а учителя подтверждают, что задают даже меньше, чем раньше. Секрет прост: теперь эти ученики вынуждены заниматься, ведь больше нет надежды на то, что сегодня спросят не его. Поэтому и небольшая работа, которая ранее не выполнялась, кажется огромной.
  3. Повышение компьютерной грамотности и учащихся, и преподавателей. Умение работать с текстовыми документами, электронной почтой, специальными приложениями – полезные в информационном обществе навыки.
  4. Для родителей ДО – это возможность увидеть реальные проблемы своего ребенка.

Минусы ДО

  1. Долгая работа за компьютером – это повышенная нагрузка на глаза и спину. Необходимо выполнять упражнения для глаз, делать зарядку.
  2. Далеко не у всех учеников и не во всех школах есть возможность проводить уроки в сети Интернет. Не всегда это учитывается, поэтому возникает недопонимание, приводящее к конфликту.
  3. Многие сайты не выдерживают такой нагрузки, поэтому доступ к ним затруднен.
  4. Многим школьникам дистанционное обучение кажется каникулами. Если с утра нет обязательных онлайн-уроков, то они обязательно лягут гораздо позже обычного. Сбитый режим мешает и учебе, и просто нормальной жизни.
  5. ДО – это повышенное напряжение. Так как теперь и многие родители находятся дома вместе с детьми (и часто вынуждены заниматься вместе с ними), учащаются семейные ссоры, а накопленное раздражение выливается в гневные письма учителям.
  6. Выпускникам некогда готовиться к ЕГЭ. Удивительно, но факт: на дистанционном обучении временные затраты гораздо выше, хоть и задания становятся меньше по объему. А долгая работа за компьютером для выполнения школьных заданий отбивает желание садиться за онлайн-курсы или КИМы – снова за экран.

У онлайн-образования множество и положительных, и отрицательных сторон, поэтому для его участников главным остается настрой.

Отзывы родителей о дистанционном обучении

Анна

«У меня двое детей, старшему 13, младшему 7. Оба сейчас дома, учатся, естественно, дистанционно. В целом полет нормальный, мешает только то, что ноутбук в доме один, а за ним работаю еще и я. Но пока делим, тем более у сына-шестиклассника смартфон, он задания смотрит с него. Есть электронный дневник, туда учителя выкладывают задания и электронные адреса. Онлайн занятий нет, у школы нет возможностей. Трудности возникают с самостоятельным освоением материала, им это пока сложно, где-то приходится помогать. Но видимо это надолго, поэтому будем терпеть))»

Ирина

«То что происходит в наше школе – безобразие, других слов нет. Задают все – от русского и математики до изо и физкультуры. Дочка в 5 классе, каждое утро уроки в зуме, вставать приходится и мне, чтобы проследить. Ждем когда это уже все закончится…»

Елена

«А мне нравится дистанционка. Старшая дочь в 10 классе, сидит учит свою химию, радуется, что не в этом году выпускается. Мелкой 10, вот с ней надо заниматься, конечно. Но мы стараемся. Уроки по видео проходят по нескольким основным предметам, слишком сильно не нагружают. С учителями ладим прекрасно, им разве что можно бесконечный запас терпения пожелать…»

Что говорят учителя о дистанционном обучении

Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы

«Очень непривычный и неудобный формат работы. Приходится очень много сидеть за компьютером, печатать. Присылают фотографии письменных работ – и так почерк нечитаемый, так еще и увеличивать приходится в несколько раз. Выпускаю девятый класс, очень переживаю за их экзамен…»

Евгения, учитель истории

«Тяжело пока идет. Каждый день на почту по двести писем. Дети маленькие – 5, 6 класс, сами учиться не могут, задают бесконечные вопросы. Родители почему-то уверены, что я должна отвечать им в любое время суток. Когда не отвечаю в 22:47, строчат потом гневные письма. В школу хочется…»

Марина, учитель ИЗО

«А мне в этой ситуации немного проще, чем другим. Мой предмет всего раз в неделю. Задаю небольшой рисунок, оставляю ссылки на видео уроки. Дети присылают работы, пишут, что скучают)) все-таки приятно»

Как учиться на дистанционном обучении в школе

И все же главный вопрос: как относительно безболезненно перестроиться на новый формат и сохранить нервы себе и близким?

  • Во-первых, необходимо помнить, что сегодняшняя ситуация мало кому сыграла на руку, все находятся в таком же состоянии, что и вы сами. Поэтому в такое нелегкое время нужно относиться с пониманием друг к другу, прощать какие-то случайные неприятные мелочи, не срываться на детях, учителях, родителях.
  • Во-вторых, можно составить план на неделю, на день – будет проще распределить время, если видеть, какие задачи ожидают сегодня или послезавтра.
  • В-третьих, не стоит забывать про физические нагрузки: боли в спине только отбивают желание снова садиться за учебу.
  • В-четвертых, отдых тоже важен: за время карантина можно многому научиться, сделать то, до чего руки не доходили.
  • В-пятых, если режим уже сбит, лучше восстановить его, чтобы освободить от уроков вторую половину дня.
  • И наконец, нежелательно оставлять долги – лучше все сделать раньше срока, зато потом заслуженно отдыхать.

Дистанционное обучение можно пережить, если соблюдать все эти простые правила. И тогда вполне возможно, что такая учеба будет даже в радость и ребенку, и родителю, и учителю.


Другие статьи по теме