Наступил новый учебный год и стали известны направления итогового сочинения на 2021-2022 учебный год.
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной).
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия (направление о достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами).
- Преступление и наказание — вечная тема (направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния).
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня (направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения).
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства).
Итоговое сочинение (оно же декабрьское сочинение) является допуском к ЕГЭ по русскому языку.
В декабре 2021 года сочинение предстоит писать всем 11-классникам. В рамках названных направлений Рособрнадзор разработает и предложит конкретные темы, которые станут известны за 15 минут до начала испытания. Сочинения будут оцениваться в формате «зачет» -«незачет». В случае незачета выпускникам будет предствалена возможность пересдачи в марте, а потом еще в мае. Следует также отметить, что итоговое отличается от сочинения ЕГЭ. Это два разных сочинения!
Это может быть полезным!
Направления итогового сочинения 2021-2022 на видео
Темы итогового сочинения 2021-2022
Предложим несколько возможных тем в рамках каждого направления, чтобы не терять времени и начать подготовку к одному из первых испытаний, а именно декабрьскому сочинению.
Примерные темы сочинения по направлению: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- Тема #1. Чему человек может научиться в путешествии?
- Тема #2. Как человеку выбрать свою дорогу в жизни?
- Тема #3. Что человек ищет в путешествиях?
- Тема #4. Как выбрать свой жизненный путь?
- Тема #5. Почему люди ходят путешествовать?
- Тема #6. Как потешествия развивают личность?
- Тема #7. Как вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
- Тема #8. Как вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
- Тема #9. Как вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Что дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
- Тема #10. Как не сбиться с жизненного курса?
- Тема #11. Дорога к счастью — какая она?
Примерные темы сочинения по направлению: «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
- Тема #1. Какие достижения прогресса вы считаете самыми значительными?
- Тема #2. Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Тема #3. Как развитие технологий повлияло на общество?
- Тема #4. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Тема #5. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Тема #6. Технический прогресс — зло или благо?
- Тема #7. Чем опасен технический прогресс?
- Тема #8. Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Тема #9. Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Тема #10. Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Тема #11. Какие достижения прогресса вы считаете самыми значительными?
- Тема #12. Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
Примерные темы сочинения по направлению: «Преступление и наказание — вечная тема»
- Тема #1. Должно ли за преступлением последовать наказание?
- Тема #2. Может ли преступник раскаяться в содеяном?
- Тема #3. Можно ли проявить милосердие к преступнику?
- Тема #4. Почему люди совершают преступления?
- Тема #5. Какие преступления нельзя простить?
- Тема #6. Можно ли оправдать преступление?
- Тема #7. Достоин ли преступник сочувствия?
- Тема #8. Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Тема #9. Как бороться с преступностью?
- Тема #10. Как вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнуть прощать себя»?
- Тема #11. Что такое совесть?
- Тема #12. Что значит быть совестливым человеком?
- Тема #13. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
Примерные темы сочинения по направлению: «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
- Тема #1. Какую книгу вы считаете величайшим достижением культуры?
- Тема #2. Какая книга помогла вам лучше понять себя?
- Тема #3. Какое произведение литературы, по вашему мнению, будут помнить в 22 веке и почему?
- Тема #4. Нужно ли читать книги в 21 веке?
- Тема #5. Какие книги вдохновляют современную молодежь?
- Тема #6. Может ли книга помочь разобраться в себе:
- Тема #7. Какие литературные герои вам больше всего нравятся и почему?
- Тема #8. Как искусство влияет на личность?
- Тема #9. Какой вид искусства вам ближе и почему?
- Тема #10. Как музыка влияет на людей?
- Тема #11. Зачем человек слушает музыку?
- Тема #12. Какой фильм вы можете назвать шедевром?
Примерные темы сочинения по направлению: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
- Тема #1. Почему не всем на Руси жить хорошо?
- Тема #2. Всем ли на Руси жить хорошо?
- Тема #3. Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- Тема #4. Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Тема #5. Кто счастлив на Руси?
- Тема #6. Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Тема #7. Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Тема #8. Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Тема #9. Как вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Тема #10. Что значить «любить Родину»?
- Тема #11. В чем польза и опасность патриотизма?
- Тема #12. Как нужно относиться к своей Родине?
- Тема #13. Как сделать Россию лучше?
- Тема #14. Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
Направления итогового сочинения на 2020-2021 учебный год
- «Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).
- «Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).
- «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).
- «Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).
- «Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
Направления итогового сочинения 2020-2021 на видео
Темы итогового сочинения 2020-2021
Предложим несколько возможных тем в рамках каждого направления, чтобы не терять времени и начать подготовку к одному из первых испытаний. Итак…
Примерные темы сочинения по направлению: «Забвению не подлежит»
- Тема #1. Какова роль исторических памятников?
- Тема #2. Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
- Тема #3. Забвение есть измена
- Тема #4. Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? Забвение стирает, память преображает.
- Тема #5. Как исторические события влияют на судьбу человека?
- Тема #6. Почему нельзя забывать историю своего народа?
- Тема #7. Никто не забыт, ничто не забыто.
- Тема #8. Как произведения искусства становятся бессмертными?
- Тема #9. Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
- Тема #10. Почему важно помнить прошлое?
- Тема #11. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
- Тема #12. Какие личности остаются в истории?
- Тема #13. Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
- Тема #14. «Беспамятный» человек — неблагодарный или невежественный?
Примерные темы сочинения по направлению: «Я и другие»
- Тема #1. Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
- Тема #2. Как понять другого человека?
- Тема #3. Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
- Тема #4. Может ли человек жить вне общества?
- Тема #5. Почему важно быть толерантным?
- Тема #6. Что такое толерантность?
- Тема #7. Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
- Тема #8. Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- Тема #9. Почему общество не принимает некоторых людей?
- Тема #10. Почему люди не понимают друг друга?
- Тема #11. Всегда ли нужно избегать конфликтов?
- Тема #12. Может ли человек жить вне общества?
- Тема #13. Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
- Тема #14. Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
- Тема #15. Может ли человек выжить без общения?
- Тема #16. Что сближает людей?
Примерные темы сочинения по направлению: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
- Тема #1. Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
- Тема #2. Что читает современное поколение?
- Тема #3. Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
- Тема #4. Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
- Тема #5. Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
- Тема #6. Можно ли говорить о деградации современного поколения?
- Тема #7. Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Тема #8. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
- Тема #9. Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
- Тема #10. Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
- Тема #11. Важно ли сохранять связь между поколениями?
- Тема #12. Можно ли назвать поколение Z потерянным?
- Тема #13. Что представляет собой портрет моего поколения?
- Тема #14. Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
- Тема #15. Кто является героем для молодежи?
Примерные темы сочинения по направлению: «Время перемен»
- Тема #1. Как современные технологии влияют на жизнь общества?
- Тема #2. Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
- Тема #3. Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Тема #4. Почему люди боятся перемен?
- Тема #5. Почему многие люди боятся перемен?
- Тема #6. Выбор, который меняет человека.
- Тема #7. Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
- Тема #8. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
- Тема #9. Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Тема #10. Что способно изменить человека?
- Тема #11. К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
- Тема #12. Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
- Тема #13. Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
- Тема #14. Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
- Тема #15. Всегда ли перемены бывают к лучшему?
Примерные темы сочинения по направлению: «Разговор с собой»
- Тема #1. Как найти «свой путь»?
- Тема #2. Для чего человеку нужна совесть?
- Тема #3. К чему приводит душевный разлад?
- Тема #4. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
- Тема #5. Что значит быть самим собой?
- Тема #6. Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
- Тема #7. Что помогает человеку совершенствовать себя?
- Тема #8. Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
- Тема #9. Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
- Тема #10. Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
- Тема #11. Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
- Тема #12. Каждый ли человек ищет смысл жизни?
- Тема #13. Что значит быть совестливым человеком?
- Тема #14. Что значит быть честным с самим собой?
- Тема #15. «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
- Тема #16. Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
Направления итогового сочинения 2019-2020
Итоговое сочинение — является допуском к ЕГЭ.
В декабре 2019 года сочинение предстоит писать всем 11-классники. В рамках названных направлений Рособрнадзор разработает и предложит конкретные темы, которые станут известны за 15 минут до начала испытания. Сочинения будут оцениваться в формате «зачет» -«незачет».
Направления итогового сочинения 2019-2020 на видео
Темы итогового сочинения 2019-2020
Предложим несколько возможных тем в рамках каждого направления, чтобы не терять времени и начать подготовку к одному из первых испытаний. Итак…
Примерные темы сочинения по направлению: «Война и мир» 150-лет великой книги
- Тема #1. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю?
- Тема #2. Что помогает человеку взрослеть? (по роману «Война и мир»)
- Тема #3. Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира как проблематика романа
- Тема #4. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: «… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…»
- Тема #5. Как вы понимаете значение слов: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну»
- Тема #6. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», — согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
- Тема #7. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для вас?
- Тема #8. Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».
- Тема #9. Духовные искания любимых героев Толстого.
- Тема #10. Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
- Тема #11. «Война и мир» как роман-эпопея.
- Тема #12. Путь нравственных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова.
- Тема #13. Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
- Тема #14. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
- Тема #15. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
- Тема #16. Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
Примерные темы сочинения по направлению: Надежда и отчаяние
- Тема #1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
- Тема #2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
- Тема #3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
- Тема #4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
- Тема #5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
- Тема #6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
- Тема #7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
- Тема #8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
- Тема #9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
Примерные темы сочинения по направлению: Добро и зло
- Тема #1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
- Тема #2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
- Тема #3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
- Тема #4. Согласны ли вы с утверждением: сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть?
- Тема #5. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
- Тема #6. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграниной добротой?
- Тема #7. Может ли зло помочь человеку понять себя?
- Тема #8. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
- Тема #9. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
- Тема #10. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
- Тема #11. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причененное другим?
- Тема #12. Как вы понимаете следующие слова Воланда из романа «Мастер и Маргарита»: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?»
- Тема #13. Что такое добро?
- Тема #14. Как противостоять злу?
- Тема #15. Почему человек должен быть добрым?
- Тема #16. Может ли доброта принести человеку разочарование?
- Тема #17. В чем заключается противостояние добра и зла?
- Тема #18. Как человек может воспитывать в себе доброту?
- Тема #19. Кого можно назвать добрым человеком?
- Тема #20. Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
- Тема #21. Какими качествами обладает добрый человек?
- Тема #22. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
- Тема #23. Что может сделать человека добрее?
- Тема #24. Возможна ли победа добра?
Примерные темы сочинения по направлению: Гордость и смирение
- Тема #1. Гордость и гордыня: в чем отличие?
- Тема #2. Какого человека называют гордым?
- Тема #3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
- Тема #4. Помогает ли смирение понять себя?
- Тема #5. Гордость или смирение обогащают личность?
- Тема #6. Проблема гордости и смерения
- Тема #7. В чём разница между гордостью и смирением?
- Тема #8. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело… любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
- Тема #9. Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
- Тема #10. Как был наказан Ларра — герой рассказа Максима Горького?
- Тема #11. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
Примерные темы сочинения по направлению: Он и она
- Тема #1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
- Тема #2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
- Тема #3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
- Тема #4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
- Тема #5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
- Тема #6. Когда можно ли простить измену в любви?
- Тема #7. Легко ли быть любимым?
- Тема #8. Какие нравствнные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
- Тема #9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
- Тема #10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» ?
Спасибо)