ВПР по биологии 2019 — 5 класс — вариант 15

1. Рассмотрите изображение папоротника и выполните задания.

Папоротник
Папоротник

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке корневище, корень, вайю (лист) и спорангий папоротника.


1.2. Какое полезное ископаемое образовано древними папоротниками миллионы лет назад?




1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, не способны образовывать споры. Выпишите название органа, который «выпадает» из общего ряда. Укажите, какую функцию выполняют споры у растений.

Корень, лист, спорангий, корневище.

2. Вайи появляются из почек корневища папоротника и развёртываются над поверхностью почвы. Они довольно быстро могут достигать больших размеров. Найдите в приведённом списке название этого процесса и запишите его.

Размножение, рост, питание, фотосинтез.

3. Рассмотрите фотографию собаки породы басенджи и выполните задания. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению собаки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма хвоста.

Басенджи
Басенджи
А. Окрас
Окрас
Окрас
Б. Форма ушей
Форма ушей
Форма ушей
В. Форма хвоста
Форма хвоста
Форма хвоста

Впиши в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.

АБВ

4. Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке он обозначил буквой А?

Микроскоп
Микроскоп

5.1. Пятиклассники решили украсить двор школы растениями. В питомнике ребятам предложили рассаду и саженцы приведённых в списке растений.

Список растений

  1. берёза бородавчатая
  2. клён красный
  3. мальва однолетняя
  4. календула лекарственная
  5. василек синий
  6. конский каштан павия

Какие из представленных растений относят к травянистым? Укажите в ответе их номера.


5.2. Члены биологического кружка занимались посадкой комнатных растений в кабинете биологии. Полина высаживала в цветочные горшки укоренившиеся черенки комнатного растения бегонии. Расставьте по порядку действия, которые ей нужно было осуществить.

Биологический кружок
Биологический кружок

1) опустить черенки в углубления в почве
2) слегка полить землю в местах посадки и накрыть черенки стеклянными банками
3) присыпать углубления с черенками и немного утрамбовать почву
4) насыпать в цветочные горшки почву
5) сделать небольшие углубления в почве

Номера действий в правильном порядке впишите в таблицу.

Ответ:


6.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.

Минимальные температуры для прорастания семян и появления всходов растений при посадке в грунт

В каком интервале температур происходит прорастание указанных в таблице растений?


Какое из указанных в таблице растений является наиболее холодостойким?


Какое из указанных в таблице растений наиболее теплолюбивое?


6.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.

Растения
Растения

6.3. Из растений, указанных в таблице, производят разнообразные продукты и ткани. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае.


7. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Муравьи – обитатели лесов средней полосы России. (2)Живут все муравьи семьями в особых гнёздах – муравейниках. (3)Муравейник, как правило, хорошо проветривается, а его верхушка не намокает даже при обильных дождях. (4)Всё население муравейника – это потомство одной самки-царицы, которая выкармливает рабочих муравьёв. (5)Муравьи активно взаимодействуют между собой, совместно защищают муравейник и охотятся. (6)Муравьи являются в основном хищниками, однако в их рационе присутствуют и листья растений.

7.1. В каких предложениях текста описываются особенности, на основе которых можно сделать вывод о том, что муравьи – общественные животные? Запишите номера выбранных предложений.


7.2. Сделайте описание шмеля по следующему плану.

Шмель
Шмель

А) В сравнении с рабочим муравьём шмель крупнее/мельче.


Б) Какие отделы тела имеет шмель?


В) Чем шмель питается?


8. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав слова и/или словосочетания из приведённого списка.

Степь, рысь, тайга, полярная куропатка, ель, саксаул


9. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?

Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.


10. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.


Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?