ВПР по биологии 2019 — 6 класс — вариант 3

1. Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
1.1. Подпишите под каждой фотографией соответствующее название объекта живой природы, используя слова из предложенного списка: кишечнополостные, мхи, папоротники, водоросли.


1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта живой природы объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из этого ряда. Объясните свой выбор.




2.1. Рассмотрите рисунок с изображением последовательности приготовления препарата кожицы чешуи лука (рис. 1). Что обозначено на рисунке буквой А?


2.2. С какой целью используют это оборудование в исследовании?


2.3. Сергей рассматривал под микроскопом участок корня и сделал рисунок (рис. 2). Какую зону корня он обозначил на рисунке цифрой 2?


2.4. Рисунок 2 был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:

  • увеличение окуляра – 10;
  • увеличение объектива – 40.

Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?


3. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова (словосочетание), используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов (словосочетания) на места пропусков в тексте.

Процессы жизнедеятельности

Для процессов жизнедеятельности всем клеткам растения необходима энергия, которую они получают при дыхании. При дыхании кислород необходим растениям для расщепления _______(А) веществ. После их расщепления образуются _______(Б) и вода. При фотосинтезе образуются органическое вещество глюкоза и _______(В). Обмен газами при дыхании и фотосинтезе осуществляют устьица, расположенные в кожице листа.

Список слов (словосочетание):

  1. хлорофилл
  2. дыхание
  3. кислород
  4. углекислый газ
  5. минеральные
  6. органические

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

4. На представленном ниже рисунке исследователь зафиксировал свои наблюдения за кукурузой. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.


4.1. Какое общее свойство организмов иллюстрируют изменения, происходящие с растением?



4.2. За счёт чего происходят эти изменения?


4.3. Какой орган обеспечивает воздушное питание кукурузы?


5. Рассмотрите изображение клетки и выполните задания.

5.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке цитоплазму, ядро, митохондрию.


5.2. Какую функцию в клетке выполняет митохондрия?


5.3. Где в клетке расположены хромосомы?


6. Мария и Владимир собрали образцы растений и подготовили их для гербария. Для каждого растения им необходимо оставить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на
фотографии.

Список слов (словосочетание):

  1. Кувшинка белая
  2. Кувшинка
  3. Покрытосеменные (Цветковые)
  4. Растения
ЦарствоОтделРодВид

7. На диаграмме показано соотношение количества видов разных систематических групп организмов.

7.1. Какая из указанных систематических групп, не относящаяся к растениям, представлена наибольшим количеством видов?


7.2. Какова роль этой группы организмов в природе? Укажите одну роль.


8. Известно, что для развития плесени (микроскопических грибов) необходимы определённые условия. Алексей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод крыжовника. Одно блюдце он поместил в шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в шкафу, а спустя ещё некоторое время – на плодах, которые были в холодильнике.

8.1. Влияние какого условия на развитие плесени иллюстрирует данный опыт?


8.2. Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на развитие плесени.


8.3. Используя рисунки, решите, какое из условий опыта, проведённого Алексеем, является обязательным для развития плесени. Обоснуйте свой ответ.


9. Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
9.1. Опишите особенности растений амариллиса и традесканции, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.


9.2. По каким из приведённых в описании позиций эти растения имеют одинаковые характеристики содержания?


10.1. Рассмотрите изображения животных: паук, медведка, рак. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием животного подпишите название среды обитания взрослой формы организма: наземно-воздушная, водная, почвенная.

Паук, медведка и рак
Паук, медведка и рак

10.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие животного мира Земли.

Животный мир Земли
Животный мир Земли

1 – Простейшие
2 – Губки
3 – Кишечнополостные
4 – Плоские черви
5 – Кольчатые черви
6 – Моллюски
7 – Паукообразные
8 – Ракообразные
9 – Насекомые
10 – Иглокожие
11 – Рыбы
12 – Земноводные
13 – Пресмыкающиеся
14 – Птицы
15 – Млекопитающие

Под каким номером на схеме указаны группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях животных? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.

ПаукМедведкаРак

10.3. К какой группе животных их относят?