1. Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
1.1. Подпишите под каждой фотографией соответствующее название объекта живой природы, используя слова из предложенного списка: кишечнополостные, мхи, папоротники, водоросли.
1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта живой природы объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из этого ряда. Объясните свой выбор.
2.1. Рассмотрите рисунок с изображением последовательности приготовления препарата кожицы чешуи лука (рис. 1). Что обозначено на рисунке буквой А?
2.2. С какой целью используют это оборудование в исследовании?
2.3. Сергей рассматривал под микроскопом участок корня и сделал рисунок (рис. 2). Какую зону корня он обозначил на рисунке цифрой 2?
2.4. Рисунок 2 был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
- увеличение окуляра – 10;
- увеличение объектива – 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
3. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова (словосочетание), используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов (словосочетания) на места пропусков в тексте.
Процессы жизнедеятельности
Для процессов жизнедеятельности всем клеткам растения необходима энергия, которую они получают при дыхании. При дыхании кислород необходим растениям для расщепления _______(А) веществ. После их расщепления образуются _______(Б) и вода. При фотосинтезе образуются органическое вещество глюкоза и _______(В). Обмен газами при дыхании и фотосинтезе осуществляют устьица, расположенные в кожице листа.
Список слов (словосочетание):
- хлорофилл
- дыхание
- кислород
- углекислый газ
- минеральные
- органические
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
---|---|---|
4. На представленном ниже рисунке исследователь зафиксировал свои наблюдения за кукурузой. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
4.1. Какое общее свойство организмов иллюстрируют изменения, происходящие с растением?
4.2. За счёт чего происходят эти изменения?
4.3. Какой орган обеспечивает воздушное питание кукурузы?
5. Рассмотрите изображение клетки и выполните задания.
5.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке цитоплазму, ядро, митохондрию.
5.2. Какую функцию в клетке выполняет митохондрия?
5.3. Где в клетке расположены хромосомы?
6. Мария и Владимир собрали образцы растений и подготовили их для гербария. Для каждого растения им необходимо оставить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на
фотографии.
Список слов (словосочетание):
- Кувшинка белая
- Кувшинка
- Покрытосеменные (Цветковые)
- Растения
Царство | Отдел | Род | Вид |
---|---|---|---|
7. На диаграмме показано соотношение количества видов разных систематических групп организмов.
7.1. Какая из указанных систематических групп, не относящаяся к растениям, представлена наибольшим количеством видов?
7.2. Какова роль этой группы организмов в природе? Укажите одну роль.
8. Известно, что для развития плесени (микроскопических грибов) необходимы определённые условия. Алексей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод крыжовника. Одно блюдце он поместил в шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в шкафу, а спустя ещё некоторое время – на плодах, которые были в холодильнике.
8.1. Влияние какого условия на развитие плесени иллюстрирует данный опыт?
8.2. Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на развитие плесени.
8.3. Используя рисунки, решите, какое из условий опыта, проведённого Алексеем, является обязательным для развития плесени. Обоснуйте свой ответ.
9. Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
9.1. Опишите особенности растений амариллиса и традесканции, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
9.2. По каким из приведённых в описании позиций эти растения имеют одинаковые характеристики содержания?
10.1. Рассмотрите изображения животных: паук, медведка, рак. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием животного подпишите название среды обитания взрослой формы организма: наземно-воздушная, водная, почвенная.

10.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие животного мира Земли.

1 – Простейшие
2 – Губки
3 – Кишечнополостные
4 – Плоские черви
5 – Кольчатые черви
6 – Моллюски
7 – Паукообразные
8 – Ракообразные
9 – Насекомые
10 – Иглокожие
11 – Рыбы
12 – Земноводные
13 – Пресмыкающиеся
14 – Птицы
15 – Млекопитающие
Под каким номером на схеме указаны группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях животных? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Паук | Медведка | Рак |
10.3. К какой группе животных их относят?