1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
После ноч..ной в..юги лес пох..р..шел и кажет..ся сказоч..ным теремом царя (Б/б)ерендея. Зима х..зяйка этого снежн.. леса. Сл..пят глаза бл..стящие на со..нце г..ган..ские сугробы в л..дяных(2) панц..рях. От..желевшие ветви под грузом снега поч..ти касают..ся земли. С..нич..ка сяд..т а пуш..стая веточ..ка даже (не)дрогн..т. Под соснами зм..ит..ся сле(д/т) рыж.. лисиц.. серого волка. (4) Ищ..т коварные(3) хищ..ники бе(з/с)помощ..ного перед их зубами зайчика но найти (не)могут.
Веч..ром в чащ.. хмур..т..ся хвойн..е потёмки. Только и вид..ш.. одни бел.. берё(з/с)ки в тёмн.. лесу. А вокру(г/к)(1) притаилась зл..вещая тиш.. . Тут (не)отыщ..ш.. ни у(з/с)к..ю тр..пинку, ни бол..ш..ю д..рогу.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы.
(1) — фонетический разбор
(2) — морфемный разбор
(3) — морфологический разбор
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Алфавитный, партер, торты, положить.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Море зашумело непогодой и понесло к берегу холодные волны.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Юра ответил что книгу он купил на международной ярмарке детской литературы
2) По словам Юры это лучшая книга из серии приключенческих романов
3) Елена Ивановна объявила Юра расскажет нам о самых интересных книжных новинках
4) Книги какого автора ты предпочитаешь Юра
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Взгляни-ка на эту трёхцветную фиалку в глиняном горшке!
2) Мы прочитали рекомендации по разведению фиалок в домашних условиях.
3) Настя любит домашнее цветоводство и увлекается разведением фиалок.
4) Расскажи подробнее Настя о махровых видах фиалок.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.
2) Была гроза с сильным ветром и ночью старое дерево рухнуло.
3) Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.
4) Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
(1)На опушке леса в ветхом доме жила одинокая женщина. (2)Она переехала туда недавно из-за любви к природе.
(3)Однажды женщина услышала стрельбу и лай собак. (4)Она выбежала на улицу и увидела, что свора собак окружила маленького волчонка, а за ними с ружьём бежит егерь. (5)Стрельбой он пытался разогнать собак.
(6)Вера вспомнила, что к ужину разделывала птицу. (7)Надеясь на то, что свежее мясо привлечёт собак, она влетела на кухню, схватила приманку и кинулась во двор. (8)Позвав собак, бросила мясо в кусты. (9)Уловка сработала. (10)Пока собаки делили мясо, женщина схватила на руки волчонка и убежала в дом.
(11)Егерь пошёл за ней. (12)Он сказал: «Браконьеры убили мать малыша, и в лесу волчонок обречён на гибель». (13)Вера пожалела маленького зверька и оставила его у себя. (14)С тех пор всю свою доброту, ласку и любовь она отдавала питомцу.
(15)Прошло много лет, волчонок вырос и превратился во взрослого и умного зверя. (16)Однажды он спас хозяйку. (17)Как-то раз в дом, в котором в то время находилась Вера, забрались грабители, но охранник был начеку. (18)Он испугал злоумышленников. (19)Волк стал женщине верным и преданным другом.
(20)Не бойтесь делать добро, и оно к вам вернётся. (21)Если бы женщина не спасла волчонка, а испугалась нрава этого животного, она бы в старости осталась одинокой.
(По Д. Беденко)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что волк спас хозяйку? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-5 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 8-10 найдите слово со значением «зитный приём, применяемый с целью достигнуть чего-нибудь». Выпишите это слово.
12. В предложениях 15-17 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его.