Литература — 5 класс — Учебник — часть 1 — Чертов В.Ф. Трубина Л.А. Ипполитова Н.А. Мамонова И.В.

На данной странице представлено содержание учебника — литература 5 класс (1 часть), авторов: Чертов В.Ф. Трубина Л.А. Ипполитова Н.А. Мамонова И.В. А также перечень тем, рассматриваемых в рамках курса литература в 5 классе, определения, ссылки на тексты произведений.

Содержание учебника Литература — 5 класс — часть 1 — авторов: Чертов В.Ф. Трубина Л.А. Ипполитова Н.А. Мамонова И.В.

Литература как искусство слова

Литература (от латинского слова litteratura — написанное от littera — буква) называют все произведения письменности, в том числе научную, документальную, художественную литературу. Однако есть у этого слова и другое, чаще всего используемое значение.

Литература — один из видов искусства, отличительной особенностью которого является создание художественных образов при помощи слова, или искусство слова.

Перед вами три фрагмента, посвящённых Москве. Внимательно прочитайте их. Первый фрагмент, скорее всего, хорошо знаком вам, потому что такую информацию вы уже могли встретить в энциклопедическом словаре, справочнике или учебнике:
«Москва — столица России, центр Московской области, город федерального значения, субъект Российской Федерации. Крупнейший политический, промышленный, научный и культурный центр. Расположен в центре европейской части России, в междуречье Оки о Волги, на реке Москве. Граница города в основном проходит по Московской кольцевой автомобильной дороге».

Второй фрагмент — из описания Москвы в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир», с которым вы познакомитесь в старших классах:
«Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звёзды, своими куполами в лучах солнца».

Третий фрагмент — из романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», отрывки из которого (описания русской зимы) вы уже, возможно, читали в начальной школе:

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

Вы, очевидно, сразу почувствовали разницу между текстами, в которых дается описание Москвы. В первом тексте — лишь точная, конкретная информация, не основанная на художественной оценки. В двух последующих описаниях нарисована художественная картина. Многочисленные подробности делают эту картину необычайно яркой, богатой, запоминающейся. Картина оживает («Москва… жила своей жизнью»), вызывает зримое представление. Мы как будто видим город, его сады, церкви, купола, кресты золотые.

Образ Москвы создаётся при помощи особых художественных приёмов: метафор, или использования слов в переносном значении («горят … главы»), сравнений («как звёзды», «как жар»), ярких эпитетов, или художественных определений («блеск… волшебный», «старинные главы»), и др. Обратите внимание на слова «главы» (здесь имеются в виду купола церквей) и «чертоги» (пышные, великолепные здания, дворцы), которые называют поэтическими, то есть исполненными высокой поэзии, прекрасными, возвышенными. Эти необычные слова, а главное, неожиданные их сочетания становятся и средством вполне определённого эмоционального отношения к Москве.

Художественный образ — это любая часть той, необычной картины жизни, которая создаётся творческой личностью (художником, скульптором, писателем) при помощи художественного вымысла, фантазии, специальных изобразительных средств. Эта картина рассчитана на работу творческого воображения того, кому она адресована (читателю, зрителю).

Произведения изобразительных видов искусства мы видима — это картины, памятники скульптуры и архитектуры (некоторые их них можно потрогать руками), музыку — слышим, кинофильм и театральный спектакль — видим и слышим. В литературе художественные образы скрыты в словах. Только в процессе вдумчивого чтения в нашем воображении возникает созданная писателем художественная картина. И чем внимательнее мы отнесёмся к словам, при помощи которых автор рисует эту картину, тем ближе подойдем к пониманию того, что хотел он сказать своим читателям.

Литературные произведения описывают преимущественно человека (и всё то, что его сопровождает, окружает) и обращены к человеку, поэтому чаще всего мы встречаем в литературе:

  • образы персонажей (от латинского слова persona — личность, лицо), главных и второстепенных;
  • образ автора, всегда присутствующий в его творении, которое является отражением его мыслей, чувств, переживаний;
  • образ читателя, в том числе читателя воображаемого, с которым автор ведет своеобразный диалог.

Кроме того, в художественной картине, представленной в литературном произведении, можно увидеть:

  • образ времени (во многих знакомых вам стихотворениях о природе нарисован образ времени года; в исторических произведениях русских писателей присутствует образ прошлого, а в научно-фантастической литературе — образ будущего,
  • образ пространства, открытого (в народных сказках и песнях особенно важны образ дороги, леса, поля) и закрытого (вспомните описание внутреннего убранства «избушки на курьих ножках» Бабы Яги или мрачного дворца Кощея Бессмертного;
  • образ события, главного и его отдельных эпизодов (иногда писатель рисует образ исторического события; очень часто мы встречаемся в художественной литературе с такими совершенно фантастическими событиями, как, например, путешествие на машине времени в далёкое прошлое или будущее);
  • образы предметов, вещей (дополните набор традиционных волшебных предметов, которые принимают самое непосредственное участие в сказочном действии: волшебная палочка, дубинка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы);
  • образы растений, животных, явлений природы (во многих произведениях, которые вы читали в начальной школе, именно эти образы являются главными).

Задача внимательного читателя не только эти образы увидеть, связать их в своём воображении в общую художественную картину, получить удовольствие от этой картины, но и ответить на своеобразное приглашение писателя вступить с ним в диалог, уловить скрытые намёки, извлечь уроки, с чем-то согласиться или не согласиться, о чем-то задуматься.

Мифология

Из мифов Древней Греции

Фольклор

Русские пословицы из собрания В.И. Даля

  • Русь — Родина
  • Язык и речь
  • Сказка и песня

Русские народные сказки

  • Царевна-лягушка
  • Жена-доказчица
  • Лиса и журавль

Литературная сказка

  • А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
  • Х.К. Андерсен «Снежная королева» в переводе А. Ганзена

Древнерусская литература

  • Предание об основании Киева из «Повести временных лет»
  • Сказание о юноше-кожемяке

Жанр басни в мировой литературе

  • Эзоп «Муравей и Жук» в переводе М. Гаспарова
  • Эзоп «Ворон и Лисица» в переводе М. Гаспарова
  • Федр «Лисиц и Аист» в переводе Н. Шатерникова
  • Ферд «Лисица и Ворон» в переводе Н. Шатерникова
  • Ж. де Лафонтен «Дуб и Трость» в переводе И. Крылова
  • Г. Э. Лессинг «Свинья и Дуб» в переводе А. Исаевой

Русская литература 19 века

Образ времени в литературном произведении

  • Ф.Ю. Тютчев «Весенняя гроза»
  • Ф.Ю. Тютчев «Весенние воды»
  • Ф.Ю. Тютчев «Зима недаром злится …»
  • Ф.Ю. Тютчев «Чародейкою Зимой …»
  • Ф.Ю. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»
  • А.А. Фет «Чудная картина …»
  • А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом …»
  • И.С. Тургенев «Муму»
  • Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

Оставь комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *