Парадокс Менона – он же парадокс познания был описан в сочинении Платона «Диалоги». Там рассказывается о споре Сократа и Менона о добродетелях, который приводит к вопросу о методике познания.
Помните изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого»? В этой статье мы предлагаем разобраться, что же имел в виду философ.
Если попробовать изобразить на рисунке изречение Сократа, то можно представить его в виде окружности, которая будет символизировать область всех знаний, которыми обладает человек. Все что вне круга – это непознанное. Тогда граница между двумя областями есть граница соприкосновения с непознанным.
Получается, что чем больше мы узнаем, тем становиться больше площадь круга и ее длина.
А значит расширяется область соприкосновения с непознанным и тем отчетливее видна та область, которая еще не познанная.
Приведем пример. Когда ребенок начинает учится в школе – он практически ничего не знает о математике. Но по мере изучения предмета он узнает все больше и больше. Когда он поступает в ВУЗ и для него открывается огромное количество математических дисциплин: линейная алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ, дифференциальные уравнения, тензорная алгебра и так далее – человек осознает насколько малы его знания по математике.
Есть и другая сторона медали. Если область знаний огромна, и у человека имеется опыт с любой точки, входящую в область применить свой опыт, становится очевидна суть понятия точки зрения, ведь она демонстрирует весь охват мыслей и кругозор.
Любознательность – это прекрасное качество! Развивайте ее! Всячески лелейте, ведь любовь к знаниям, расширение области знаний, кругозор, что позволит, возможно, дойти до того, куда «не ступала» мысль человека.