Сюита

Благодаря появлению новых музыкальных инструментов, стали развиваться инструментальные музыкальные жанры. И, прежде всего, это были танцевальные жанры. Люди много времени проводили на балах. Танцы по характеру были разные – веселые, подвижные, спокойные, торжественные и т.д. Благодаря разнохарактерным танцам, появился крупный музыкальный жанр – сюита.

Сюита – многочастное музыкальное произведение, в котором части построены по принципу контраста (если первая часть медленная, то вторая – быстрая, третья – медленная и т.д.).

Сюита 16 века

В сюиту 16 века входило всего 2 танца. Первый танец назывался Павана.

По одной из версий этот танец придумали в городе Падуе (Италия).

Павана – это торжественный медленный танец.

Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.

Второй танец в сюите назывался Гальярда.

Гальярда — старинный танец итальянского происхождения. По своему происхождению гальярда — народный танец, однако в 16 веке её стали танцевать и при дворе.

Т. о. сюита в 16 веке состояла всего из двух танцев. В таком виде сюита просуществовала до 17 века.

Сюита 17 века

В 17 веке стали модными другие танцы и сюиты стали не двухчастные, а четырехчастные. Первый танец – аллеманда, неторопливый изящный танец.

Второй танец – куранта, подвижный танец.

Третий танец – сарабанда, самый медленный танец.

Четвертый танец – жига, быстрый активный танец.

Сюита 18 века

Вершиной развития жанра сюита стал 18 век. В 18 веке 2 немецких композитора – И.С. Бах и Гендель особенно прославились в жанре сюита. Одна из особенностей сюиты 18 века – вставные пьесы нетанцевального характера между частями.
Таким примером может служить знаменитая «Шутка» Баха. Это не отдельное произведение, а часть одной из сюит Баха. Как раз это пример вставной пьесы нетанцевального характера.

Еще один пример – «Пассакалия» Генделя. Произведение, которое стало очень популярным. Существует множество переложений «Пассакалии».

Именно в 18 веке произошли самые большие изменения в строении сюиты. Количество частей в сюитах увеличилось, но не ограничивалось определенным количеством танцев, как в 16 веке – 2 части, или в 17 веке – 4 части.

Особенности сюиты 18 века

  • Сохраняются танцы 17 века: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.
  • Перед аллемандой, т. е. самой первой частью становится вступление, его называют: прелюдия, увертюра, фантазия.
  • Вставляют народные танцы: менуэт (спокойный), бурре (подвижный), гавот (сдержанный), плонез (торжественный).
  • Вводятся пьесы нетанцевального характера (к таким относятся «Пассакалия» Генделя и «Шутка» Баха).
  • Т. о. количество частей не ограничивается, но принцип контрастности сохраняется.

Сюита 19 века

Сюита по-прежнему состоит из контрастных частей, но танцевальность теперь не является обязательным признаком сюиты.

Теперь под сюиты не танцуют, их слушают. Итак, вот какие виды сюит появились в 19 веке:

  1. Сюиты к театральным постановкам. Примером такой сюиты может служить музыка Э.Грига «Пер Гюнт». Музыку Эдвард Григ написал к спектаклю норвежского писателя Г. Ибсена «Пер Гюнт». За год спектакль был поставлен 36 раз, успех был ошеломительным. А уже позже музыкальная сюита «Пер Гюнт» стала существовать отдельно от спектакля. Вспомните один из самых известных фрагментов сюиты >>

     

  2. Сюиты к балетам, операм, кинофильмам. В качестве примера приведу балет Р. Щедрина «Кармен-сюита». Оперу «Кармен» написал композитором Ж. Бизе, а Щедрин позаимствовал музыку оперы, инструментовал заново и получилось новое произведение, состоящее из контрастных номеров. Посмотрите фрагмент этого балета.
  3. Сюита 19 века может представлять собой цикл разнохарактерных пьес. Все пьесы (части) такого цикла объеденены одним названием. Например, цикл пьес М. Мусоргского «Картинки с выставки». Послушайте одну из пьес этого цикла под названием «Баба-Яга».
  4. Отличительной особенностью сюиты 19 века является введение современных (на тот момент) танцев. Например, в 19 веке был популярный танец Кейк-уок, и французский композитор К. Дебюсси ввел его в сюиту.

Другие статьи по теме

Оставь комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *