Благодаря появлению новых музыкальных инструментов, стали развиваться инструментальные музыкальные жанры. И, прежде всего, это были танцевальные жанры. Люди много времени проводили на балах. Танцы по характеру были разные – веселые, подвижные, спокойные, торжественные и т.д. Благодаря разнохарактерным танцам, появился крупный музыкальный жанр – сюита.
Сюита – многочастное музыкальное произведение, в котором части построены по принципу контраста(если первая часть медленная, то вторая – быстрая, третья – медленная и т.д.).
Сюита 16 века
В сюиту 16 века входило всего 2 танца. Первый танец назывался Павана.
По одной из версий этот танец придумали в городе Падуе (Италия).
Павана – это торжественный медленный танец.
Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.
Второй танец в сюите назывался Гальярда.
Гальярда — старинный танец итальянского происхождения. По своему происхождению гальярда — народный танец, однако в 16 веке её стали танцевать и при дворе.
Т. о. сюита в 16 веке состояла всего из двух танцев. В таком виде сюита просуществовала до 17 века.
Сюита 17 века
В 17 веке стали модными другие танцы и сюиты стали не двухчастные, а четырехчастные. Первый танец – аллеманда, неторопливый изящный танец.
Второй танец – куранта, подвижный танец.
Третий танец – сарабанда, самый медленный танец.
Четвертый танец – жига, быстрый активный танец.
Сюита 18 века
Вершиной развития жанра сюита стал 18 век. В 18 веке 2 немецких композитора – И.С. Бах и Гендель особенно прославились в жанре сюита. Одна из особенностей сюиты 18 века – вставные пьесы нетанцевального характера между частями.
Таким примером может служить знаменитая «Шутка» Баха. Это не отдельное произведение, а часть одной из сюит Баха. Как раз это пример вставной пьесы нетанцевального характера.
Еще один пример – «Пассакалия» Генделя. Произведение, которое стало очень популярным. Существует множество переложений «Пассакалии».
Именно в 18 веке произошли самые большие изменения в строении сюиты. Количество частей в сюитах увеличилось, но не ограничивалось определенным количеством танцев, как в 16 веке – 2 части, или в 17 веке – 4 части.
Особенности сюиты 18 века
- Сохраняются танцы 17 века: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.
- Перед аллемандой, т. е. самой первой частью становится вступление, его называют: прелюдия, увертюра, фантазия.
- Вставляют народные танцы: менуэт (спокойный), бурре (подвижный), гавот (сдержанный), плонез (торжественный).
- Вводятся пьесы нетанцевального характера (к таким относятся «Пассакалия» Генделя и «Шутка» Баха).
- Т. о. количество частей не ограничивается, но принцип контрастности сохраняется.
Сюита 19 века
Сюита по-прежнему состоит из контрастных частей, но танцевальность теперь не является обязательным признаком сюиты.
Теперь под сюиты не танцуют, их слушают. Итак, вот какие виды сюит появились в 19 веке:
- Сюиты к театральным постановкам. Примером такой сюиты может служить музыка Э.Грига «Пер Гюнт». Музыку Эдвард Григ написал к спектаклю норвежского писателя Г. Ибсена «Пер Гюнт». За год спектакль был поставлен 36 раз, успех был ошеломительным. А уже позже музыкальная сюита «Пер Гюнт» стала существовать отдельно от спектакля. Вспомните один из самых известных фрагментов сюиты >>
- Сюиты к балетам, операм, кинофильмам. В качестве примера приведу балет Р. Щедрина «Кармен-сюита». Оперу «Кармен» написал композитором Ж. Бизе, а Щедрин позаимствовал музыку оперы, инструментовал заново и получилось новое произведение, состоящее из контрастных номеров. Посмотрите фрагмент этого балета.
- Сюита 19 века может представлять собой цикл разнохарактерных пьес. Все пьесы (части) такого цикла объеденены одним названием. Например, цикл пьес М. Мусоргского «Картинки с выставки». Послушайте одну из пьес этого цикла под названием «Баба-Яга».
- Отличительной особенностью сюиты 19 века является введение современных (на тот момент) танцев. Например, в 19 веке был популярный танец Кейк-уок, и французский композитор К. Дебюсси ввел его в сюиту.