Программа «Гармония»

Программа «Гармония» для начальной школы представляет собой единый учебно-методический комплекс по 12 дисциплинам.

Программа Гармония
Программа «Гармония» для начальной школы

В 2016 году программа «Гармония» была исключена из перечня рекомендованных. Обучение по ней может проводиться до 2021 года.


Содержание статьи


Цель и основные принципы программы «Гармония»

Программа базируется на 2 главных принципах:

  • развивающая система обучения;
  • гуманизация обучения, т.е. создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Главными задачами программы являются:

  • обучение методам самостоятельного решения задач, включая работу с синтезом и аналогиями;
  • развитие индуктивного и дедуктивного мышления;
  • формирование практических навыков исследования;
  • установление межпредметных связей и связей знаний с личным опытом учащихся.

 

Особенности программы и УМК

При работе по программе «Гармония» ведется динамическое оценивание успехов школьника. Все выполненные работы ученика собираются в портфолио, характеризующее общий уровень развития.

В состав программы входят 12 учебников по различным дисциплинам, программы, рабочие тетради, методрекомендации, дополнительные обучающие материалы, критерии проверки знаний и оценки работ.


 

Авторы программы «Гармония»

Концепция программы «Гармония» была предложена доктором педагогических наук Н. Истоминой. Она собрала коллектив авторов, учителей и методистов, работающих в системе развивающего обучения.

Истомина Наталья Борисовна
Истомина Наталья Борисовна

 

Когда возникла программа «Гармония»

Программа «Гармония» в 2009 г. была утверждена Министерством образования РФ. Все учебники, входящие в ее состав, были включены в перечень рекомендуемых на 2010-2011 учебный год. В 2016 году программа была исключена из перечня рекомендованных, однако обучение по ней может проводиться до 2021 г.


 

Плюсы и минусы программы

К положительным характеристикам программы можно отнести следующие:

  • наличие методологической базы и разнообразных, в т.ч. электронных, обучающих материалов;
  • использование как традиционных, так и новаторских приемов обучения;
  • обучение связано с развитием личности школьника, ученику обеспечивается индивидуальный подход;
  • в основе обучения лежит решение проблемных задач, а не просто запоминание и воспроизведение изученного материала.

Среди негативных аспектов можно выделить:

  • необходимость предварительной подготовки дошкольника к обучению по программе «Гармония»;
  • большое количество теоретического материала, а с другой стороны недостаточная иллюстративность учебников;
  • сложность домашних заданий для родительского контроля;
  • недостаточное количество времени на разбор заданий высокой трудности, которые предлагаются для самостоятельного решения.

 

Отзывы учителей, родителей и учеников о программе «Гармония»

Программа неоднозначно воспринимается как родителями и учителями, так и самими учащимися. Учителя, как правило, акцентируют внимание на возможность формирования творческого мышления, но подчеркивают полное отсутствие преемственности со средней школой. В методическом плане наиболее дискуссионным является транскрипционный метод обучения правилам русского языка.

Для родителей непривычен сам подход к обучению: вместо традиционного заучивания от детей требуется понимание, способность критического мышления и навык самостоятельного поиска информации. Многие родители затрудняются с проверкой домашних заданий, так как не понимают сути задания. Нарекания вызывает и чрезвычайная сложность самостоятельного изучения темы при пропуске урока.

Единого мнения о программе у обучающихся по «Гармонии» школьников тоже нет. Оценки варьируются от крайне восторженных до однозначно негативных.


 

Подготовка к освоению программы

Для успешного освоения программы школьник к началу обучения должен обладать следующими навыками:

  • уметь активно общаться для построения успешного диалога с учителем и группой обучения;
  • уметь логически мыслить, решать творческие задачи, выдвигать гипотезы и отстаивать свою точку зрения;
  • обладать объективным интересом к получению знаний, не связанным с оценочными суждениями.

К сожалению, подготовка дошкольников к обучению по программе «Гармония» полностью ложится на плечи родителей.

Оцените материал
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставь комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *