Олимпиада УЧИ.РУ по русскому языку для 5-11 классов (пробный тур)

03 декабря 2018 начался пробный тур олимпиады Учи.ру по русскому языку для 5-11 классов. В данной заметке представлены ответы на все задания олимпиады для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов. Пробный тур олимпиады продлится до 15 декабря 2018 года включительно.

5 класс6 класс7 класс8 класс
9 класс10 класс11 класс

5 класс




Под водой

Вставь слова подходящие по смыслу.

  • К антилопе кралась (грозная или грозовая) львица. -> Правильно будет: «К антилопе кралась грозная львица».
  • Над деревней нависла (грозная или грозовая) туча. -> Правильно будет: «Над деревней нависла грозовая туча».

Слова грозовая и грозная паронимы. Они похожи по морфемному составу и звучанию, но имеют разное значение.

Задание. На каждом уровне выбери пароним, подходящий для данного предложения.

  1. Вчера на экскурсии нас очень впечатлили (царственные или царские) палаты.
  2. (Опечатки или отпечатки) пальцев неповторимы у каждого человека.
  3. Елена уехала в Афины изучать (греческий или грецкий) язык.
  4. В том районе были только (заводские или заводные) строения.
  5. Петровский был достаточно (обидным или обидчивым) человеком.

Ответы

  1. Вчера на экскурсии нас очень впечатлили царские палаты.
  2. Отпечатки пальцев неповторимы у каждого человека.
  3. Елена уехала в Афины изучать греческий язык.
  4. В том районе были только заводские строения.
  5. Петровский был достаточно обидчивым человеком.

Рисунки с историей

На чердаке нашли рисунок с историей на обороте, чтобы прочитать её, нажми на картинку.

Выбери правильные формы существительных под приведениями.

Рисунок с историей - 5 класс
Рисунок с историей — 5 класс

Таким образом, нужно выбрать слова в правильной форме.

За городом поселилось чудовище. Оно прилетало и пугало
(горожан или горожаней) каждый день - для него не 
существовало ни (будней или буднев), ни выходных. 
Глава города послал (солдат или солдатов) за ним.
Им дали лошадей из лучших (конюшней или конюшен). Воины ехали долго: 
через реку и несколько (ущелий или ущельев), но так никого и не нашли.

В результате получится следующая история.

За городом поселилось чудовище. Оно прилетало и пугало
горожан каждый день - для него не существовало ни будней,
ни выходных. Глава города послал солдат за ним.
Им дали лошадей из лучших конюшен. Воины ехали долго: 
через реку и несколько ущелий, но так никого и не нашли.

Тайный чат

Твои друзья создали тайный чат, в котором обсуждают подарок на день рождения Лёше. Разгадай пароль, чтобы попасть в чат. Сначала пройди обучение.

Обучение

В предложении «В дали моря виднеется парус» слово «дали» — является существительным.

В предложении «Мне дали грушу» слово «дали» — глагол.

Некоторые слова в определённых формах могут относиться к разным частям речи, например, и к существительным, и к глаголам.

Задание

Чтобы пройти авторизацию, выбери пять слов, которые могут быть и глаголами, и существительными.

Список слов для выбора: рыло, играло, порог, шило, жила, пела, прибой, получай, рисуй, лай, лей, вой, накрыло.

Из предложенного списка и существительными и глаголами могут быть 
следующие слова: рыло, шило, жила, лай, вой.

Писатели

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи «зашифровали» в текстах писатели? Выбери один вариант в каждой карточке.

Для справки

  • Антитеза — противопоставление.
  • Гипербола — художественное преувеличение.
  • Градация — последовательное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
  • Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
  • Литота — художественное преуменьшение.
  • Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их сходства.
  • Метонимия — перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности, например, перенос с части на целое, с автора на произведения.
  • Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевленному предмету, явлению или понятию.
  • Сравнение — характеристика человека или явления природы через сходство, сопоставление с другим человеком или явлением.
  • Эпитет — красочное определение.

Карточка 1

Гоголь Н.В.
Гоголь Н.В.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке: Н.В. Гоголя «Невский проспект».

«Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки…»

Это олицетворение, литота, гипербола или градация?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — литота.

Карточка 2

Чехов А.П.
Чехов А.П.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке А.П. Чехова «Папаша».

Тонкая, как голландская сельдь, мамаша вошла в кабинет к толстому и круглому, как жук, папаше и кашлянула.

Что это? Гипербола, градация, сравнение или олицетворение?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — сравнение.

Карточка 3

Толстой Л.Н.
Толстой Л.Н.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке Л.Н. Толстого «Война и мир».

Она обращалась к нему всегда с радостной, доверчивой, к нему одному относившейся улыбкой…

Что это: гипербола, литота, эпитет или сравнение?

В приведенном отрывке использовался — эпитет.

Карточка 4

Лермонтов М.Ю.
Лермонтов М.Ю.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке М.Ю Лермонтова «Демон»

Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!

Что использовано в данном отрывке: антитеза, ирония, гипербола или литота?

В отрывке была использована — антитеза.


6 класс




Под водой

Вставь слова подходящие по смыслу.

  • К антилопе кралась (грозная или грозовая) львица. -> Правильно будет: «К антилопе кралась грозная львица».
  • Над деревней нависла (грозная или грозовая) туча. -> Правильно будет: «Над деревней нависла грозовая туча».

Слова грозовая и грозная паронимы. Они похожи по морфемному составу и звучанию, но имеют разное значение.

Задание. На каждом уровне выбери пароним, подходящий для данного предложения.

  1. Мальчик скакал бесстрашно, вцепившись в (конскую или конную) гриву.
  2. Андрей оказался очень (ответным или ответственным) сотрудником.
  3. Емеля вёл (праздную или праздничную) жизнь и почти нечем не занимался.
  4. Та девочка была (скрытной или скрытой) и ничего о себе не рассказывала.
  5. Рядом с миской кота лежал (рыбий или рыбный) хвост.

Ответы

  1. Мальчик скакал бесстрашно, вцепившись в конскую гриву.
  2. Андрей оказался очень ответственным сотрудником.
  3. Емеля вёл праздную жизнь и почти нечем не занимался.
  4. Та девочка была скрытной и ничего о себе не рассказывала.
  5. Рядом с миской кота лежал рыбий хвост.

Рисунок с историей

На чердаке нашли рисунок с историей на обороте, чтобы прочитать её, нажми на картинку.

Выбери правильные формы существительных под приведениями.

Рисунок с историей - 6 класс
Рисунок с историей — 6 класс

Таким образом, нужно выбрать слова в правильной форме.

Среди всех (усадьб или усадеб) это была самой странной. 
Там уже никто не жил, но до сих пор в огромном зале на 
столе стояло множество красивых (блюдец или блюдцев) 
и высоких (свеч или свечей) в металлических подсвечниках.
В углу на помутневшем зеркале висела коллекция (бус или бусов),
которая любила носить хозяйка. А в саду порой казалось, 
что среди (яблоней или яблонь) кто-то бродит.

В результате получится следующая история.

Среди всех усадеб это была самой странной. 
Там уже никто не жил, но до сих пор в огромном зале на 
столе стояло множество красивых блюдец 
и высоких свечей в металлических подсвечниках.
В углу на помутневшем зеркале висела коллекция бус,
которая любила носить хозяйка. А в саду порой казалось, 
что среди яблонь кто-то бродит.

Тайный чат

Твои друзья создали тайный чат, в котором обсуждают подарок на день рождения Лёше. Разгадай пароль, чтобы попасть в чат. Сначала пройди обучение.

Обучение

В предложении «В дали моря виднеется парус» слово «дали» — является существительным.

В предложении «Мне дали грушу» слово «дали» — глагол.

Некоторые слова в определённых формах могут относиться к разным частям речи, например, и к существительным, и к глаголам.

Задание

Чтобы пройти авторизацию, выбери пять слов, которые могут быть и глаголами, и существительными.

Список слов для выбора: белила, слог, лагерь, дуло, пропасть, лопасть, жгут, скол, парашют, гладь, играй, благодать, исподволь.

Из предложенного списка и существительными и глаголами могут быть 
следующие слова: белила, дуло, пропасть, жгут, гладь.

Писатели

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи «зашифровали» в текстах писатели? Выбери один вариант в каждой карточке.

Для справки

  • Антитеза — противопоставление.
  • Гипербола — художественное преувеличение.
  • Градация — последовательное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
  • Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
  • Литота — художественное преуменьшение.
  • Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их сходства.
  • Метонимия — перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности, например, перенос с части на целое, с автора на произведения.
  • Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевленному предмету, явлению или понятию.
  • Сравнение — характеристика человека или явления природы через сходство, сопоставление с другим человеком или явлением.
  • Эпитет — красочное определение.

Карточка 1

Н.В. Гоголь
Н.В. Гоголь

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке: Н.В. Гоголя «Мертвые души».

«За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с телёнка…»

Это метафора, эпитет, гипербола или антитеза?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — гипербола.

Карточка 2

Чехов А.П.
Чехов А.П.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке А.П. Чехова «На пути».

Мне теперь 42 года, старость на носу, а я бесприютен, как собака, которая отстала ночью от обоза.

Что это? Литота, метонимия, антитеза, сравнение?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — сравнение.

Карточка 3

Есенин С.А.
Есенин С.А.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке С.А. Есенин «Выткался на озеро алый свет зари…».

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Что это: метафора, ирония, гипербола или сравнение?

В приведенном отрывке использовался — метафора.

Карточка 4

Лермонтов М.Ю.
Лермонтов М.Ю.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке М.Ю Лермонтова «Демон»

Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!

Что использовано в данном отрывке: антитеза, ирония, гипербола или литота?

В отрывке была использована — антитеза.


7 класс




Под водой

Вставь слова подходящие по смыслу.

  • К антилопе кралась (грозная или грозовая) львица. -> Правильно будет: «К антилопе кралась грозная львица».
  • Над деревней нависла (грозная или грозовая) туча. -> Правильно будет: «Над деревней нависла грозовая туча».

Слова грозовая и грозная паронимы. Они похожи по морфемному составу и звучанию, но имеют разное значение.

Задание. На каждом уровне выбери пароним, подходящий для данного предложения.

  1. Мальчик скакал бесстрашно, вцепившись в (конскую или конную) гриву.
  2. Андрей оказался очень (ответным или ответственным) сотрудником.
  3. Емеля вёл (праздную или праздничную) жизнь и почти нечем не занимался.
  4. Та девочка была (скрытной или скрытой) и ничего о себе не рассказывала.
  5. Рядом с миской кота лежал (рыбий или рыбный) хвост.

Ответы

  1. Мальчик скакал бесстрашно, вцепившись в конскую гриву.
  2. Андрей оказался очень ответственным сотрудником.
  3. Емеля вёл праздную жизнь и почти нечем не занимался.
  4. Та девочка была скрытной и ничего о себе не рассказывала.
  5. Рядом с миской кота лежал рыбий хвост.

Рисунок с историей

На чердаке нашли рисунок с историей на обороте, чтобы прочитать её, нажми на картинку.

Выбери правильные формы существительных под приведениями.

Рисунок с историей - 6 класс
Рисунок с историей — 7 класс

Таким образом, нужно выбрать слова в правильной форме.

Среди всех (усадьб или усадеб) это была самой странной. 
Там уже никто не жил, но до сих пор в огромном зале на 
столе стояло множество красивых (блюдец или блюдцев) 
и высоких (свеч или свечей) в металлических подсвечниках.
В углу на помутневшем зеркале висела коллекция (бус или бусов),
которая любила носить хозяйка. А в саду порой казалось, 
что среди (яблоней или яблонь) кто-то бродит.

В результате получится следующая история.

Среди всех усадеб это была самой странной. 
Там уже никто не жил, но до сих пор в огромном зале на 
столе стояло множество красивых блюдец 
и высоких свечей в металлических подсвечниках.
В углу на помутневшем зеркале висела коллекция бус,
которая любила носить хозяйка. А в саду порой казалось, 
что среди яблонь кто-то бродит.

Тайный чат

Твои друзья создали тайный чат, в котором обсуждают подарок на день рождения Лёше. Разгадай пароль, чтобы попасть в чат. Сначала пройди обучение.

Обучение

В предложении «В дали моря виднеется парус» слово «дали» — является существительным.

В предложении «Мне дали грушу» слово «дали» — глагол.

Некоторые слова в определённых формах могут относиться к разным частям речи, например, и к существительным, и к глаголам.

Задание

Чтобы пройти авторизацию, выбери пять слов, которые могут быть и глаголами, и существительными.

Список слов для выбора: белила, слог, лагерь, дуло, пропасть, лопасть, жгут, скол, парашют, гладь, играй, благодать, исподволь.

Из предложенного списка и существительными и глаголами могут быть 
следующие слова: белила, дуло, пропасть, жгут, гладь.

Писатели

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи «зашифровали» в текстах писатели? Выбери один вариант в каждой карточке.

Для справки

  • Антитеза — противопоставление.
  • Гипербола — художественное преувеличение.
  • Градация — последовательное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
  • Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
  • Литота — художественное преуменьшение.
  • Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их сходства.
  • Метонимия — перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности, например, перенос с части на целое, с автора на произведения.
  • Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевленному предмету, явлению или понятию.
  • Сравнение — характеристика человека или явления природы через сходство, сопоставление с другим человеком или явлением.
  • Эпитет — красочное определение.

Карточка 1

Н.В. Гоголь
Н.В. Гоголь

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке: Н.В. Гоголя «Мертвые души».

«За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с телёнка…»

Это метафора, эпитет, гипербола или антитеза?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — гипербола.

Карточка 2

Чехов А.П.
Чехов А.П.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке А.П. Чехова «На пути».

Мне теперь 42 года, старость на носу, а я бесприютен, как собака, которая отстала ночью от обоза.

Что это? Литота, метонимия, антитеза, сравнение?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — сравнение.

Карточка 3

Есенин С.А.
Есенин С.А.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке С.А. Есенин «Выткался на озеро алый свет зари…».

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Что это: метафора, ирония, гипербола или сравнение?

В приведенном отрывке использовался — метафора.

Карточка 4

Лермонтов М.Ю.
Лермонтов М.Ю.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке М.Ю Лермонтова «Демон»

Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!

Что использовано в данном отрывке: антитеза, ирония, гипербола или литота?

В отрывке была использована — антитеза.


8 класс




Под водой

Вставь слова подходящие по смыслу.

  • К антилопе кралась (грозная или грозовая) львица. -> Правильно будет: «К антилопе кралась грозная львица».
  • Над деревней нависла (грозная или грозовая) туча. -> Правильно будет: «Над деревней нависла грозовая туча».

Слова грозовая и грозная паронимы. Они похожи по морфемному составу и звучанию, но имеют разное значение.

Задание. На каждом уровне выбери пароним, подходящий для данного предложения.

  1. Гриша проявил (изобретательный или изобретательский) талант.
  2. На витрине стояли красивые (лакированные или лакировочные) туфли.
  3. Девочки уехали на тренировку в (ледовый или Ледовитый) дворец.
  4. После обеда (поедем или поедим) на речку.
  5. Директор отправил (благодарное или благодарственное) письмо Виктории Петровне.

Ответы

  1. Гриша проявил изобретательский талант.
  2. На витрине стояли красивые лакированные туфли.
  3. Девочки уехали на тренировку в ледовый дворец.
  4. После обеда поедем на речку.
  5. Директор отправил благодарственное письмо Виктории Петровне.

Рисунок с историей

На чердаке нашли рисунок с историей на обороте, чтобы прочитать её, нажми на картинку.

Выбери правильные формы существительных под приведениями.

Рисунок с историей - 8 класс
Рисунок с историей — 8 класс

Таким образом, нужно выбрать слова в правильной форме.

Андрей использовал всю силу своих (мускул или мускулов), чтобы 
попасть внутрь этого таинственного дома. Он сорвал дверь 
с (петель или петлей). Внутри царил страшный хаос. Пол был 
мокрый от (брызг или брызгов), среди разорванных
(полотенец или полотенцев) и разбитой посуды виднелись 
чёрные следы. Андрей в ужасе заглянул под стол и увидел там... 
лохматого пса, мирно спящего среди раздавленных (томат или томатов), 
хлебных крошек и салфеток.

В результате получится следующая история.

Андрей использовал всю силу своих мускулов, чтобы 
попасть внутрь этого таинственного дома. Он сорвал дверь 
с петель. Внутри царил страшный хаос. Пол был 
мокрый от брызг, среди разорванных полотенец и разбитой 
посуды виднелись чёрные следы. Андрей в ужасе заглянул 
под стол и увидел там... лохматого пса, мирно спящего 
среди раздавленных томатов, хлебных крошек и салфеток.

Тайный чат

Твои друзья создали тайный чат, в котором обсуждают подарок на день рождения Лёше. Разгадай пароль, чтобы попасть в чат. Сначала пройди обучение.

Обучение

В предложении «В дали моря виднеется парус» слово «дали» — является существительным.

В предложении «Мне дали грушу» слово «дали» — глагол.

Некоторые слова в определённых формах могут относиться к разным частям речи, например, и к существительным, и к глаголам.

Задание

Чтобы пройти авторизацию, выбери пять слов, которые могут быть и глаголами, и существительными.

Список слов для выбора: нагоняй, лентяй, лимит, участь, стих, налим, поджог, опал, сыпь, латынь, наспех, накрой, строй, латунь.

Из предложенного списка и существительными и глаголами могут быть 
следующие слова: нагоняй, стих, опал, сыпь, строй.

Писатели

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи «зашифровали» в текстах писатели? Выбери один вариант в каждой карточке.

Для справки

  • Антитеза — противопоставление.
  • Гипербола — художественное преувеличение.
  • Градация — последовательное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
  • Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
  • Литота — художественное преуменьшение.
  • Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их сходства.
  • Метонимия — перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности, например, перенос с части на целое, с автора на произведения.
  • Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевленному предмету, явлению или понятию.
  • Сравнение — характеристика человека или явления природы через сходство, сопоставление с другим человеком или явлением.
  • Эпитет — красочное определение.

Карточка 1

Толстой Л.Н.
Толстой Л.Н.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке: Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

«Не успела она войти в залу и дойти до тюлево-ленто-кружевно-цветной толпы дам, ожидавших приглашения танцевать (Кити никогда не стаивала в этой толпе), как уж её пригласили на вальс…»

Это литота, эпитет, олицетворение, антитеза?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — эпитет.

Карточка 2

Пушкин А.С.
Пушкин А.С.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке А.С. Пушкина «История села Горюхина».

Таким образом достиг я шестнадцатилетнего возраста, оставаясь при первоначальном моем образовании и играя в лапту с моими потешными, единственная наука, в коей приобрел я достаточное познание во время пребывания моего в пансионе.

Что это? Ирония, метафора, эпитет или сравнение?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — ирония.

Карточка 3

Есенин С.А.
Есенин С.А.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке С.А. Есенин «О муза, друг мой гибкий».

Теперь бы брызнуть в небо
Вишнёвым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.

О мёд воспоминаний!
О звон далёких лип!

Что это: метафора, ирония, гипербола или градация?

В приведенном отрывке использовался — метафора.

Карточка 4

Лермонтов М.Ю.
Лермонтов М.Ю.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке М.Ю Лермонтова «Договор»

В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись и разойдёмся вновь.
Была без радостей любовь,
Разлука будет без печали.

Что использовано в данном отрывке: эпитет, антитеза, метафора, олицетворение?

В отрывке была использована — антитеза.


9 класс




Под водой

Вставь слова подходящие по смыслу.

  • К антилопе кралась (грозная или грозовая) львица. -> Правильно будет: «К антилопе кралась грозная львица».
  • Над деревней нависла (грозная или грозовая) туча. -> Правильно будет: «Над деревней нависла грозовая туча».

Слова грозовая и грозная паронимы. Они похожи по морфемному составу и звучанию, но имеют разное значение.

Задание. На каждом уровне выбери пароним, подходящий для данного предложения.

  1. Гриша проявил (изобретательный или изобретательский) талант.
  2. На витрине стояли красивые (лакированные или лакировочные) туфли.
  3. Девочки уехали на тренировку в (ледовый или Ледовитый) дворец.
  4. После обеда (поедем или поедим) на речку.
  5. Директор отправил (благодарное или благодарственное) письмо Виктории Петровне.

Ответы

  1. Гриша проявил изобретательский талант.
  2. На витрине стояли красивые лакированные туфли.
  3. Девочки уехали на тренировку в ледовый дворец.
  4. После обеда поедем на речку.
  5. Директор отправил благодарственное письмо Виктории Петровне.

Рисунок с историей

На чердаке нашли рисунок с историей на обороте, чтобы прочитать её, нажми на картинку.

Выбери правильные формы существительных под приведениями.

Рисунок с историей - 8 класс
Рисунок с историей — 9 класс

Таким образом, нужно выбрать слова в правильной форме.

Андрей использовал всю силу своих (мускул или мускулов), чтобы 
попасть внутрь этого таинственного дома. Он сорвал дверь 
с (петель или петлей). Внутри царил страшный хаос. Пол был 
мокрый от (брызг или брызгов), среди разорванных
(полотенец или полотенцев) и разбитой посуды виднелись 
чёрные следы. Андрей в ужасе заглянул под стол и увидел там... 
лохматого пса, мирно спящего среди раздавленных (томат или томатов), 
хлебных крошек и салфеток.

В результате получится следующая история.

Андрей использовал всю силу своих мускулов, чтобы 
попасть внутрь этого таинственного дома. Он сорвал дверь 
с петель. Внутри царил страшный хаос. Пол был 
мокрый от брызг, среди разорванных полотенец и разбитой 
посуды виднелись чёрные следы. Андрей в ужасе заглянул 
под стол и увидел там... лохматого пса, мирно спящего 
среди раздавленных томатов, хлебных крошек и салфеток.

Тайный чат

Твои друзья создали тайный чат, в котором обсуждают подарок на день рождения Лёше. Разгадай пароль, чтобы попасть в чат. Сначала пройди обучение.

Обучение

В предложении «В дали моря виднеется парус» слово «дали» — является существительным.

В предложении «Мне дали грушу» слово «дали» — глагол.

Некоторые слова в определённых формах могут относиться к разным частям речи, например, и к существительным, и к глаголам.

Задание

Чтобы пройти авторизацию, выбери пять слов, которые могут быть и глаголами, и существительными.

Список слов для выбора: нагоняй, лентяй, лимит, участь, стих, налим, поджог, опал, сыпь, латынь, наспех, накрой, строй, латунь.

Из предложенного списка и существительными и глаголами могут быть 
следующие слова: нагоняй, стих, опал, сыпь, строй.

Писатели

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи «зашифровали» в текстах писатели? Выбери один вариант в каждой карточке.

Для справки

  • Антитеза — противопоставление.
  • Гипербола — художественное преувеличение.
  • Градация — последовательное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
  • Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
  • Литота — художественное преуменьшение.
  • Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их сходства.
  • Метонимия — перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности, например, перенос с части на целое, с автора на произведения.
  • Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевленному предмету, явлению или понятию.
  • Сравнение — характеристика человека или явления природы через сходство, сопоставление с другим человеком или явлением.
  • Эпитет — красочное определение.

Карточка 1

Толстой Л.Н.
Толстой Л.Н.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке: Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

«Не успела она войти в залу и дойти до тюлево-ленто-кружевно-цветной толпы дам, ожидавших приглашения танцевать (Кити никогда не стаивала в этой толпе), как уж её пригласили на вальс…»

Это литота, эпитет, олицетворение, антитеза?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — эпитет.

Карточка 2

Пушкин А.С.
Пушкин А.С.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке А.С. Пушкина «История села Горюхина».

Таким образом достиг я шестнадцатилетнего возраста, оставаясь при первоначальном моем образовании и играя в лапту с моими потешными, единственная наука, в коей приобрел я достаточное познание во время пребывания моего в пансионе.

Что это? Ирония, метафора, эпитет или сравнение?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — ирония.

Карточка 3

Есенин С.А.
Есенин С.А.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке С.А. Есенин «О муза, друг мой гибкий».

Теперь бы брызнуть в небо
Вишнёвым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.

О мёд воспоминаний!
О звон далёких лип!

Что это: метафора, ирония, гипербола или градация?

В приведенном отрывке использовался — метафора.

Карточка 4

Лермонтов М.Ю.
Лермонтов М.Ю.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке М.Ю Лермонтова «Договор»

В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись и разойдёмся вновь.
Была без радостей любовь,
Разлука будет без печали.

Что использовано в данном отрывке: эпитет, антитеза, метафора, олицетворение?

В отрывке была использована — антитеза.


10 класс




Под водой

Вставь слова подходящие по смыслу.

  • К антилопе кралась (грозная или грозовая) львица. -> Правильно будет: «К антилопе кралась грозная львица».
  • Над деревней нависла (грозная или грозовая) туча. -> Правильно будет: «Над деревней нависла грозовая туча».

Слова грозовая и грозная паронимы. Они похожи по морфемному составу и звучанию, но имеют разное значение.

Задание. На каждом уровне выбери пароним, подходящий для данного предложения.

  1. (Оплатите или Заплатите) за проезд, уважаемые пассажиры!
  2. Анна основала марку сумок из (этичных или этических) материалов.
  3. Наконец-то письмо нашло своего (адресата или адресанта)!
  4. Моя статья (претерпела или перетерпела) существенные изменения.
  5. Поставьте вашу (роспись или подпись) вот здесь, пожалуйста.

Ответы

  1. Заплатите за проезд, уважаемые пассажиры!
  2. Анна основала марку сумок из этичных материалов.
  3. Наконец-то письмо нашло своего адресата!
  4. Моя статья претерпела существенные изменения.
  5. Поставьте вашу подпись вот здесь, пожалуйста.

Рисунок с историей

На чердаке нашли рисунок с историей на обороте, чтобы прочитать её, нажми на картинку.

Выбери правильные формы существительных под приведениями.

Рисунок с историей - 10 класс
Рисунок с историей — 10 класс

Таким образом, нужно выбрать слова в правильной форме.

В полевом лагере предстояло жить две недели. Чтобы во время 
(заморозок или заморозков) взвод (солдат или солдатов)
не мёрз, им заранее привезли много (сапог или сапогов) 
и (валенков или валенок). В тот вечер в караул пошёл 
солдат Завров. Сначала всё было спокойно, но с наступлением 
(сумерков или сумерек) неподалёку начал кто-то
выть. Холодная ночь стала ещё хуже...

В результате получим следующий текст.

В полевом лагере предстояло жить две недели. Чтобы во время 
заморозков взвод солдат не мёрз, им заранее привезли много 
сапог и валенок. В тот вечер в караул пошёл солдат Завров.
Сначала всё было спокойно, но с наступлением сумерек неподалёку 
начал кто-то выть. Холодная ночь стала ещё хуже...

Тайный чат

Твои друзья создали тайный чат, в котором обсуждают подарок на день рождения Лёше. Разгадай пароль, чтобы попасть в чат. Сначала пройди обучение.

Обучение

В предложении «В дали моря виднеется парус» слово «дали» — является существительным.

В предложении «Мне дали грушу» слово «дали» — глагол.

Некоторые слова в определённых формах могут относиться к разным частям речи, например, и к существительным, и к глаголам.

Задание

Чтобы пройти авторизацию, выбери пять слов, которые могут быть и глаголами, и существительными.

Список слов для выбора: нарвал, сорвал, припас, вильну, возглас, шевельну, пари, льну, три, листай, оторопь, подол, конвой, громила, жюри, перевал.

Из предложенного списка и существительными и глаголами могут быть 
следующие слова: нарвал, припас, пари, льну, громила.

Писатели

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи «зашифровали» в текстах писатели? Выбери один вариант в каждой карточке.

Для справки

  • Антитеза — противопоставление.
  • Гипербола — художественное преувеличение.
  • Градация — последовательное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
  • Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
  • Литота — художественное преуменьшение.
  • Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их сходства.
  • Метонимия — перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности, например, перенос с части на целое, с автора на произведения.
  • Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевленному предмету, явлению или понятию.
  • Сравнение — характеристика человека или явления природы через сходство, сопоставление с другим человеком или явлением.
  • Эпитет — красочное определение.

Карточка 1

Пушкин А.С.
Пушкин А.С.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Делать нечего. Муромский, как образованный европеец, подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал. Берестов отвечал с таким же усердием, с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.

Что это? Ирония, градация, эпитет или метонимия?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — ирония.

Карточка 2

Лермонтов М.Ю.
Лермонтов М.Ю.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке М.Ю Лермонтова «Тамара»

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

Что использовано в данном отрывке: градация, антитеза, литота, метафора?

В отрывке была использована — антитеза.

Карточка 3

Есенин С.А.
Есенин С.А.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке С.А. Есенин «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…»

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребётся в затворенной клети…

Что это: градация, метафора, гипербола или литота?

В приведенном отрывке использовался — метафора.

Карточка 4

Н.В. Гоголь
Н.В. Гоголь

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке: Н.В. Гоголь «Мертвые души».

«Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет; нет, это не мечта! А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади; хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту!»

Это литота, эпитет, антитеза, гипербола?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — гипербола.


11 класс




Под водой

Вставь слова подходящие по смыслу.

  • К антилопе кралась (грозная или грозовая) львица. -> Правильно будет: «К антилопе кралась грозная львица».
  • Над деревней нависла (грозная или грозовая) туча. -> Правильно будет: «Над деревней нависла грозовая туча».

Слова грозовая и грозная паронимы. Они похожи по морфемному составу и звучанию, но имеют разное значение.

Задание. На каждом уровне выбери пароним, подходящий для данного предложения.

  1. (Оплатите или Заплатите) за проезд, уважаемые пассажиры!
  2. Анна основала марку сумок из (этичных или этических) материалов.
  3. Наконец-то письмо нашло своего (адресата или адресанта)!
  4. Моя статья (претерпела или перетерпела) существенные изменения.
  5. Поставьте вашу (роспись или подпись) вот здесь, пожалуйста.

Ответы

  1. Заплатите за проезд, уважаемые пассажиры!
  2. Анна основала марку сумок из этичных материалов.
  3. Наконец-то письмо нашло своего адресата!
  4. Моя статья претерпела существенные изменения.
  5. Поставьте вашу подпись вот здесь, пожалуйста.

Рисунок с историей

На чердаке нашли рисунок с историей на обороте, чтобы прочитать её, нажми на картинку.

Выбери правильные формы существительных под приведениями.

Рисунок с историей - 10 класс
Рисунок с историей — 10 класс

Таким образом, нужно выбрать слова в правильной форме.

В полевом лагере предстояло жить две недели. Чтобы во время 
(заморозок или заморозков) взвод (солдат или солдатов)
не мёрз, им заранее привезли много (сапог или сапогов) 
и (валенков или валенок). В тот вечер в караул пошёл 
солдат Завров. Сначала всё было спокойно, но с наступлением 
(сумерков или сумерек) неподалёку начал кто-то
выть. Холодная ночь стала ещё хуже...

В результате получим следующий текст.

В полевом лагере предстояло жить две недели. Чтобы во время 
заморозков взвод солдат не мёрз, им заранее привезли много 
сапог и валенок. В тот вечер в караул пошёл солдат Завров.
Сначала всё было спокойно, но с наступлением сумерек неподалёку 
начал кто-то выть. Холодная ночь стала ещё хуже...

Тайный чат

Твои друзья создали тайный чат, в котором обсуждают подарок на день рождения Лёше. Разгадай пароль, чтобы попасть в чат. Сначала пройди обучение.

Обучение

В предложении «В дали моря виднеется парус» слово «дали» — является существительным.

В предложении «Мне дали грушу» слово «дали» — глагол.

Некоторые слова в определённых формах могут относиться к разным частям речи, например, и к существительным, и к глаголам.

Задание

Чтобы пройти авторизацию, выбери пять слов, которые могут быть и глаголами, и существительными.

Список слов для выбора: нарвал, сорвал, припас, вильну, возглас, шевельну, пари, льну, три, листай, оторопь, подол, конвой, громила, жюри, перевал.

Из предложенного списка и существительными и глаголами могут быть 
следующие слова: нарвал, припас, пари, льну, громила.

Писатели

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи «зашифровали» в текстах писатели? Выбери один вариант в каждой карточке.

Для справки

  • Антитеза — противопоставление.
  • Гипербола — художественное преувеличение.
  • Градация — последовательное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
  • Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
  • Литота — художественное преуменьшение.
  • Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основании их сходства.
  • Метонимия — перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности, например, перенос с части на целое, с автора на произведения.
  • Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевленному предмету, явлению или понятию.
  • Сравнение — характеристика человека или явления природы через сходство, сопоставление с другим человеком или явлением.
  • Эпитет — красочное определение.

Карточка 1

Пушкин А.С.
Пушкин А.С.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Делать нечего. Муромский, как образованный европеец, подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал. Берестов отвечал с таким же усердием, с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.

Что это? Ирония, градация, эпитет или метонимия?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — ирония.

Карточка 2

Лермонтов М.Ю.
Лермонтов М.Ю.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке М.Ю Лермонтова «Тамара»

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

Что использовано в данном отрывке: градация, антитеза, литота, метафора?

В отрывке была использована — антитеза.

Карточка 3

Есенин С.А.
Есенин С.А.

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке С.А. Есенин «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…»

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребётся в затворенной клети…

Что это: градация, метафора, гипербола или литота?

В приведенном отрывке использовался — метафора.

Карточка 4

Н.В. Гоголь
Н.В. Гоголь

Выбери одно средство выразительности или фигуры речи, использованные в отрывке: Н.В. Гоголь «Мертвые души».

«Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет; нет, это не мечта! А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади; хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту!»

Это литота, эпитет, антитеза, гипербола?

В приведенном отрывке использовано средство художественной выразительности — гипербола.



Другие статьи по теме

3 комментария

Оставь комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *