История возникновения программы «Начальная инновационная школа»
Данный УМК создан издательством «Русское слово». Система опирается на теории развивающего обучения Выготского Л.С., теорию Давыдова В.В., а также на требования ФГОС. Девиз ее: «Развиваем, сохраняя традиции».
Цель, задачи, принципы программы «Начальная инновационная школа»
Целью программы является развитие личности ребенка.
Задачи
- формировать у ребенка целостную картину мира через расширение кругозора, получение новых знаний об обществе, природе, через повышение уровня эрудиции;
- развивать и воспитывать личность ученика начальных классов;
- помочь ребенку в освоении нравственных, духовных, патриотических, эстетических и других ценностей;
- определить индивидуальные особенности и возможности школьника, закономерности его развития;
- формировать и развивать у ученика регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД.
Принципы программы
- обязательный учет индивидуальных особенностей учащихся;
- знание – не цель, а материал для строительства личности ребенка;
- развитие у учащихся контроля и самооценки;
- равноценное сочетание теории и практики.
Авторы УМК «Начальная инновационная школа»
Учебники «Начальная инновационная школа» — это УМК, созданный в соответствии с ФГОС второго поколения. С 2014 года учебники этого комплекса не входят в Федеральный список, так как эксперты не дали им полностью положительного заключения. Данный комплект состоит из следующих законченных предметных линий учебников:
- Обучение грамоте/русский язык. Авторы: Л.А.Ефросина и др.
- Русский язык/ В том числе обучение грамоте. Авторы: Л.В.Кибирева и др.
- Литературное чтение. Авторы: Г.С.Меркин и др.
- Математика. Авторы: Б.П.Гейдман и др.
- Английский язык(2-4 классы). «Английский язык. Brilliant». Авторы: Ю.А.Комарова
- Окружающий мир. Авторы: Н.И.Романова и В.А.Самкова.
- ОРКСЭ(4 класс). Авторы: А.Н.Сахаров и др.
- ИЗО. Авторы: Л.Г.Савенкова и др.
- Музыка. Автор: Д.А.Рытов и др.
- Технология. Автор: Л.Ю.Огерчук.
- Физ-ра. Авторы: В.Я.Барышников и др.
Отзывы учителей и родителей
Отзывы педагогов и родителей о программе полярно противоположны. Рассмотрим некоторые из отзывов учителей начальных классов: «Программа супер», «Хочется перейти на инновационную. Образцы очень понравились», «Очень приятная программа. Особенно нравится математика: на мой взгляд лучшая из существующих», «Ужасная программа. Большинство детей ее не воспринимают. Учебники написаны сложным, непонятным для детей языком. Рабочая тетрадь по литературе малопонятна даже для меня», «Очень мало методического материала».
Некоторые из родителей хвалят, а некоторые наперебой ругают «Начальную инновационную школу». «Учебники весьма неплохи», «Очень сложно. Приходится нанимать репетитора», «Застрелиться и не встать. Очень много опиума для народа», «Есть идеи хорошие, есть не очень», «Никаких проблем не вижу. Сын – середнячок, но с программой справляется».
Плюсы и минусы программы
Представим положительные и отрицательные стороны программы в виде таблицы:
«Плюсы» | «Минусы» |
Позволяет осуществлять дифференцированное обучение с учетом индивидуальных особенностей школьников. | Материал не дается в готовом виде, поэтому ученик с низкими способностями окажется в очень затруднительном положении. |
В учебнике имеется достаточное количество правил, схем. | |
Задания направлены на развитие аналитических способностей школьников. | |
Процесс обучения максимально приближен к условиям реального общения. |
Как мы видим, программа «Начальная инновационная школа» получила кардинально противоположные отзывы педагогов и родителей. «Плюсов» программы мы выделили гораздо больше, чем «минусов», ведь она позволяет в полной мере учитывать индивидуальные особенности школьников.