Программа Начальная школа 21 века

Поговорим об особенностях программы «Начальная школа XXI века». Ее называют итогом длительных исследований Центра начальной школы Института общего среднего образования Российской Академии образования. Основывается она на теории Л.С.Выготского, а также идеях Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Авторы комплекта удостоены премии Президента РФ. УМК включен в Федеральный перечень учебников, которые рекомендованы министерством образования и науки.

Цель программы

Специалисты в области педагогики говорят о том, что именно этот комплекс для начальной школы нацелен на успешное и комфортное освоение ребенком учебных дисциплин. Цель «Школы XXI века» – создание ведущей деятельности, самоконтроля и самооценки ученика через умение учиться, развитие познавательных интересов, внутреннюю мотивацию, развитие элементарных рефлексивных качеств.

Цель педагога, работающего по УМК – научить ребенка учиться. Учебники обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику начальных классов, удобную адаптацию к процессу обучения, поощрение любопытства и стремление ребенка к знаниям.

Основные принципы программы

Перечислим основные принципы данной программы:

  1. природосообразности – то есть полное соответствие возрастным особенностям детей; учет типологических и индивидуальных особенностей познавательной обучающихся, а также уровня их социализации;
  2. интеграции – установление связей между различными предметами;
  3. дифференциации – учет психологических особенностей ребенка, его возможностей и способностей.

Особенности программы и УМК

Особенности программы следующие:

  • наличие дифференцированных курсов;
  • формирование основных компонентов учебной деятельности (мотив – зачем я это изучаю?; способ действий – что мне необходимо сделать для решения этой задачи?; контроль – правильно ли я решаю эту задачу?; оценка процесса и результата – какая задача передо мной поставлена?);
  • в приоритете поисково-исследовательская деятельность (школьник выступает не только в роли слушателя, зрителя, репродуктора, но и исследователя);
  • наличие большого количества творческих заданий в учебниках, предусмотрен немалый дополнительный обучающий материал;
  • большое внимание уделяется формированию положительной эмоциональной атмосферы, а также самостоятельности и инициативы;
  • существует система педагогической диагностики, которая помогает понять степень освоения ребенком знаний и умений, а также позволяет корректировать действия учителя.

История возникновения программы и ее создатель

Виноградова Н.Ф., доктор педагогических наук, ученый, под руководством которого вышло большое количество научно-методических материалов, является руководителем коллектива ученых, создавших «Школу XXI века». Авторы УМК регулярно обновляют содержание материалов соответственно Федеральным Государственным образовательным стандартам второго поколения. Учебный комплекс стал победителем конкурса, организованного Министерством образования и науки Российской Федерации и Национальным фондом подготовки кадров по созданию учебников нового поколения.

Как видно из приведенных данных, УМК «Школа XXI века» получил высокую оценку Президента России и Министерства образования РФ. В 2001-2004 годах Федеральным экспертным советом были утверждены УМК по все учебным предметам. Среди них был комплект «Школа XXI века».

«Плюсы» и «минусы» программы

Как и все другие «Школа XXI века» имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Позитивные моменты

  1. Учебники имеют место быть в Федеральном списке,
  2. УМК воплощает главные идеи развивающего обучения; приучает детей к новым моментам школьной жизни;
  3. Комплекс осуществляет право ребенка на индивидуальность: дети сами добывают знания, учатся самостоятельно применять их;
  4. в ходе обучения у детей развивается и улучшается воображение, мышление;
  5. обучение дифференцировано;
  6. имеются специальные рабочие тетради с заданиями разных уровней;
    опережение в подаче учебного материала.

Минусы программы «Начальная школа 21 века»

  1. В учебниках нет четкого выделения правил, трудным становится вспомнить материал, изученный в более младших классах;
  2. часто темы учебника и рабочей тетради не соотносятся друг с другом;
  3. недостаточное количество времени отводится на изучение некоторых тем;
  4. не всегда программой предусмотрено нужное количество проверочных работ;
  5. к некоторым темам нет упражнений для домашних заданий, хотя учителя отмечают в этом необходимость.

Отзывы родителей и учителей

Педагоги и родители по-разному оценивают данный УМК. Некоторые педагоги высказывают негативную оценку, так как в первый класс ребенок должен идти подготовленным: уметь читать, писать. А уровень будущих первоклассников, как известно, разный. Также есть мнение, что учебный материал дается бессистемно, мало времени отводится на закрепление и тренировку.

«Программа ориентирована на сильных учащихся», — говорят педагоги. Другая группа учителей говорит, что именно этот УМК готовит детей к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, высказывают мнение о том, что работать по этой программе комфортно творчески работающим педагогам.

Мнения родителей также кардинально противоположны. «Программу не понимали всей семьей», — пишут возмущенные мамы. Группа отмечает «странную формулировку заданий». А некоторые родители учебниками довольны, особенно нравятся учебники литературы и русского языка.

Группа авторов, как уже отмечалось выше, постоянно работает, улучшая качество заданий в учебниках. Поэтому и педагоги, и родители (у которых не один ребенок обучался по этой программе) говорят о большом количестве изменений в лучшую сторону.

Подготовка к программе

Как вы понимаете, чтобы достигнуть наилучших результатов в обучении, силы приложить должны и педагоги, и обучающиеся, и их родители. Только добросовестный, творчески работающий педагог сможет научить ребенка, дать ему необходимый багаж знаний. А родители, заинтересованные в успехах своего ребенка, будут помогать учителю всеми силами.


Другие статьи по теме