Перспективная начальная школа или Школа России? Что лучше выбрать родителям будущих первоклассников? В чем отличительные особенности каждой из программ? Как определить, какая из них подходит именно вашему ребенку? К чему стоит готовиться родителям и детям при выборе той или иной учебной программы?
Сходства и отличия программы Школа России от программы Перспективная начальная школа
Критерий | Перспективная начальная школа | Школа России |
---|---|---|
Общая характеристика | УМК «ПНШ» разработан на базе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б Эльконина – В.В.Давыдова. | Руководитель данного УМК – А.А.Плешаков, кандидат педагогических наук. В настоящее время это один из известнейших и популярнейших комплектов для 1-4 классов общеобразовательной школы. |
Основное содержание | Учебная программа по каждому предмету основывается на интегрированной основе, что отражает единство и полноту научной картины мира. | Эта программа предполагает проблемно-поисковый подход: создание проблемы, поиски доказательства, формулировка вывода, сравнение результатов с эталоном, выдвижение предположений. Это должно вызвать у ребенка мотивацию к учению. |
Основная идея программы | Программа направлена на полноценное развитие каждого школьника с учетом его возраста, способностей, склонностей, развития, интересов. Учебная деятельность организована так, что школьник «примеряет» на себя разные роли: учителя, ученика, организатора. Главное по мнению авторов программы – развитие личности обучающегося, а также формирование его творческих способностей. Необходимо сформировать у ребенка не только желание, но и умение учиться. | Программа направлена на максимальное духовно-нравственное развитие школьника. Авторы учебников говорят о необходимости развивать чувство патриотизма, уважать свой народ, другие народы России, их язык, культуру, традиции и обычаи, символику. Ребенок должен быть целостной личностью, поэтому воспитание и обучение должны быть равнозначны. |
Типические свойства программы | Выделяются следующие свойства программы: 1. Комплектность – формирование умения работать с учебником и другими источниками; демонстрация разных точек зрения при изучении нового материала. 2. Инструментальность – обучение умению пользоваться словарями. 3. Интерактивность – наличие интернет-адресов в учебниках. 4. Интеграция – в учебных курсах органично сочетаются понятия из различных образовательных областей. | Свойства программы: 1. Воспитание является приоритетным. 2. Характер обучения – деятельностный, личностно-ориентированный. 3. Традиционный и инновационные подходы умело сочетаются. Программа рассчитана на ребенка, имеющего стандартные способности, учитываются его возрастные особенности. Учебники содержат материал, который понятен и доступен и родителям, и детям. |
Особенности УМК | Имеется не только учебник, но и рабочая тетрадь для самостоятельной работы и хрестоматия. | Яркие, красочные учебники, хороший шрифт, интересные иллюстрации. |
Таким образом, программа ПНШ более сложная и непонятная для школьников и их родителей, чем «Школа России», так как направлена на творческое развитие ребенка. Она предусматривает создание проектов практически на каждом уроке, что может быть достаточно трудно для ребенка с невысокими учебными возможностями. Учебники «Школы России» содержать задания, которые по силам учащимся с низкими способностями.
На наш взгляд являющаяся традиционной «Школа России» более приемлема для школьников и их родителей, так как со многими заданиями ребята вполне могут справиться самостоятельно.
Основная масса педагогов, преподающих в начальной школе, единодушны в ответе на вопрос о том, какая программа лучше. Они считают «Школу России» наиболее доступной и понятной.
Отзывы учителей и родителей
Вот что говорят учителя начальных классов, преподающие по программе «Школа России»
- «Мне достаточно комфортно в этой программе. Могу «подстроить» ее под любого ребёнка, могу дополнить так, как хочется и тем, чем хочется».
- «Считаю, именно в ШР наиболее грамотные и адаптивные учебники, у некоторых новых УМК наблюдаются достаточные психолого-педагогические нестыковки по требованиям к учебникам».
- «Программа традиционная, есть задания разных уровней, но мало. Хорошая работа по развитию речи, неплохие рабочие печатные тетради. Достаточно адаптированные учебники, учителю ничего не надо выдумывать и «заточена под ЕГЭ».
Родители также единодушны в выборе программы.
- «Мы учимся по Школе России. Все проходят, как если бы дети пришли, ничего не умея. Домашнее задание не обязательно, делают все дети в классе»
- «Ничего сложного. То, что ребенок не понял, могут объяснить родители»
- «Дочка учится по школе России, мы всем довольны»,
- «В ПНШ нет никакой системы».
«Немного странной» программу «Перспективная начальная школа» называют педагоги и родители, она предполагает достаточно большое участие родителей в подготовке и выполнении многих заданий. Ведь некоторые из них ребенок, не обладающий творческими навыками, просто не в состоянии будет выполнить самостоятельно.
«ПНШ» развивает творческие навыки детей, учит добывать материал, а не дает его в готовом виде. В процессе обучения ребенок может побывать в роли ученика и учителя. Он научится пользоваться всеми имеющимися у него знаниями, умениями и навыками для решения проблемы. Такой подход необходим, чтобы научиться решать большинство жизненных вопросов. Для детей, не умеющих нестандартно мыслить, следует выбирать «Школу России». Материал учебников логически построен, хорошо усваивается. Программа не допускает эмоциональной и интеллектуальной перегрузки учеников, темы для изучения посильные.
Каждый родитель вправе самостоятельно определиться, что больше подходит его малышу. Ведь от выбора программы в начальной школе зависит то, как ребенок будет успевать в среднем и старшем звене, каковы будут результаты ОГЭ и ЕГЭ, и какой станет траектория его дальнейшей жизни.
Понятно, «школа России» это -открывай, учи, решай, а программа «пнш» это- учитель должен выложиться по полной за ту же зарплату! Со школой России конечно легче, но если у учителя была бы зарплата 80000 руб без опыта работы, то «пнш» больше бы брали
Так сложилось, что мы поменяли три школы в начальном классе и пока были на «ШКОЛЕ РОССИИ» дети учились на отлично. На других программах в третьем и в четвертом классе скатились на 2 и 3! Хотя оилмпиады сдали хорошо. При обучении по программе «ШКОЛА РОССИИ» практически не нужно сидеть с ребенком. По перспективной школе, и по ПЕРСПЕКТИВЕ материал дается в большом объеме иногда не логично, т.е так что многие моменты ребенку приходится делать еще до того, как он научится что-то писать. Очень часто от детей по программе ПЕРСПЕКТИВА и ПШР слушу, что не понимают с первого раза усвоенный материал, приходится очень плодотворно заниматься дома. В итоге на остальные занятия в музыкалке, спортшколе сил не остается совсем. Нужен ли такой надрыв над родителями, которые работают и над ребенком, который и так найдет все в интернете, когда в этом будет необхдимость. ШР отдельное спасибо за то, что подарила детям интерес и навык чтения, изложения своих мыслей.