Мир общения. Собеседники. 2 класс (урок 2).

Как в давние времена передавали вести

Находясь далеко друг от друга, люди передавали вести звуком трубы, дробью барабана, дымом и огнем, цветом.

Русский язык. 2кл. В 2ч. Ч.1.Рамзаева Т.Г 2011 — 128с.

Много позже возникла письменность.

В далекие-далекие времена, когда не было книг и люди не умели читать и писать, информацию передавали разными способами.
У народов Африки и Америки существовало предметное письмо в виде разноцветных бусинок, раковин, зёрен. Индейцы использовали узелковое письмо.

Возникновение письменности
Также существовало рисуночное письмо.

Рисуночное письмо
Рисуночное письмо

В Древнем Египте на основе рисуночного письма возникли иероглифы. Каждый иероглиф (рисунок-знак) обозначал слово или его часть.

Иероглифы
Иероглифы

Обращение к истории письма дает возможность показать преимущества звуко-буквенного письма (упр. 3): «Прочитайте» сообщения, определите, с помощью чего они составлены. Надо дать детям возможность пофантазировать при «чтении» такого письма, чтобы они убедились, что понять смысл подобного сообщения трудно.

Упражнение. Рассмотрите рисунки. Можно ли прочитать и понять эти сообщения? С помощью чего они составлены?

Возникновение письма
Возникновение письма

Вывод учащихся подтверждается чтением сообщения Самоварова (с. 7).

Письменность

«Чтение» и самостоятельное составление слов по рисункам (упр. 4) должно убедить учеников в сложности такого способа передачи устной речи.

Упражнение. Попробуйте прочитать сначала слово, записанное с помощью рисунков, а потом пословицу, записанную с помощью букв. Спишите пословицу.

Зашифрованное слово - школа
Зашифрованное слово — школа

Каков мастер, такова и работа А теперь подумайте, в какой последовательности нужно расположить данные рисунки, чтобы составить из них слово работа.

vozniknovenie_pismennosti-07

Игра «Шифровальщик»

Предлагается расшифровать письмо Вани, записанное с помощью рисунков, и написать его словами (упр. 7 из РТ). При этом повторяются слова речевого этикета, которые в рисуночном письме никак отражены быть не могут. Затем важно сравнить получившиеся у ребят варианты:

А если бы письмо Вани сразу было написано словами? Могли бы мы его тогда понять по-разному? Какой вывод сделаем?

Подведем итог уроков 1 и 2:

  • Для чего людям нужна речь?
  • Какой может быть речь?
  • Какие средства помогают людям в общении?

Домашнее задание На отдельном листе записать рассказ с помощью рисунков.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Оставь комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *