Как в давние времена передавали вести
Находясь далеко друг от друга, люди передавали вести звуком трубы, дробью барабана, дымом и огнем, цветом.
Русский язык. 2кл. В 2ч. Ч.1.Рамзаева Т.Г 2011 — 128с.
Много позже возникла письменность.
В далекие-далекие времена, когда не было книг и люди не умели читать и писать, информацию передавали разными способами.
У народов Африки и Америки существовало предметное письмо в виде разноцветных бусинок, раковин, зёрен. Индейцы использовали узелковое письмо.
Также существовало рисуночное письмо.
В Древнем Египте на основе рисуночного письма возникли иероглифы. Каждый иероглиф (рисунок-знак) обозначал слово или его часть.
Обращение к истории письма дает возможность показать преимущества звуко-буквенного письма (упр. 3): «Прочитайте» сообщения, определите, с помощью чего они составлены. Надо дать детям возможность пофантазировать при «чтении» такого письма, чтобы они убедились, что понять смысл подобного сообщения трудно.
Упражнение. Рассмотрите рисунки. Можно ли прочитать и понять эти сообщения? С помощью чего они составлены?
Вывод учащихся подтверждается чтением сообщения Самоварова (с. 7).
«Чтение» и самостоятельное составление слов по рисункам (упр. 4) должно убедить учеников в сложности такого способа передачи устной речи.
Упражнение. Попробуйте прочитать сначала слово, записанное с помощью рисунков, а потом пословицу, записанную с помощью букв. Спишите пословицу.
А теперь подумайте, в какой последовательности нужно расположить данные рисунки, чтобы составить из них слово работа.
Игра «Шифровальщик»
Предлагается расшифровать письмо Вани, записанное с помощью рисунков, и написать его словами (упр. 7 из РТ). При этом повторяются слова речевого этикета, которые в рисуночном письме никак отражены быть не могут. Затем важно сравнить получившиеся у ребят варианты:
А если бы письмо Вани сразу было написано словами? Могли бы мы его тогда понять по-разному? Какой вывод сделаем?
Подведем итог уроков 1 и 2:
- Для чего людям нужна речь?
- Какой может быть речь?
- Какие средства помогают людям в общении?
Домашнее задание На отдельном листе записать рассказ с помощью рисунков.