Предлагаем вашему вниманию конспект урока по теме: «Мир общения Собеседники».
Основные задачи урока:
- расширить представление детей о функциях общения, средствах общения;
- показать значимость речи в общении;
- познакомить учащихся с другими возможными средствами общения — жестом, мимикой, рисунком;
- развивать творческие способности учеников при составлении и расшифровке «рисуночного письма»;
- развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства преимущества звуко-буквенного письма.
Конспект урока на тему: Мир общения Собеседники
1) Определение роли общения в жизни людей:
- Как вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? Здесь можно также вспомнить про Вавилонскую башню.
- А для чего людям нужно общение?
- передать информацию,
- выразить чувства,
- попросить о чем-нибудь,
- ответ на этот вопрос можно найти на картинке из учебника русского языка Т.Г. Рамзаевой:
Речь помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
С помощью речи люди сообщают друг другу о чем-нибудь, спрашивают, советуют, помогают. - Что помогает людям в общении?
- Какой может быть речь?
Виды речи
Речь бывает устная и письменная.
Люди стали говорить очень давно. Им нужно было добывать пищу, строить жилища. Сообща это делать проще. И люди звали друг друга на помощь. Так появилась устная речь.
Устная речь — это речь, которую мы произносим, слышим. Это звучащая речь.
В старину ро называли уст´а. Поэтому речь, которую произносят, называют устной.
Письменная речь — это речь написанная. Для письма люди используют буквы или другие знаки.
Не сразу люди придумали буквы. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках.
В Древней Руси писали на берёсте — берёзовой коре. Бумаги тогда еще не было. Буквы царапали на берёсте острой железной палочкой. Она называлась пис́ало.
Какая речь (устная или письменная) появилась раньше?
Еще поговорим о видах речи по материалам учебника 2 класса по программе «Школа России».
Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).
Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.
Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.
Также различают монолог и диалог.
Как отличить диалог от монолога?
Диалог — это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
Монолог — речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Упражнение: Прочитаем сказку и назовем ее героев.
Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре. Кто спрашивает, а кто отвечает?
Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).
О происхождении слов
Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т.д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.
Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает «слово, речь», диа — «два», Моно — «один». Поэтому слово диалог можно перевести как «речь двоих», а монолог — как «речь одного».
Упражнение: Рассмотрите рисунки.
По какому рисунку можно составить монолог, а по какому диалог?
Кто такие собеседники?
Есть ли у вас собеседники в учебнике русского языка?
Прочитаем сообщения Самоварова о речи и собеседниках (с. 4) из учебника по русскому языку по программе Перспектива.
А что можно узнать о человеке по его речи?
Упражнение из учебника по программе Школа России: Прочитай строки из стихотворения «Кем быть?» В.В. Маяковского.
Скажи, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человек? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?
А теперь отработка умения рассказать о себе (по вопросам к упр. 1).
Расскажи о себе и своей семье по вопросам. Ответы запиши.
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Как зовут твоих родителей? Где они работают? Как зовут твоих бабушек и дедушек? Есть ли у тебя братья и сёстры? Как их зовут? Где они работают или учатся?
Образец. Меня зовут … .
Работа со словами речевого этикета
Выяснение норм вежливого поведения (на примере рисунка к упр. 1 из рабочей тетради).
Из каких сказок эти герои? Кого из них можно назвать вежливыми? А кого нельзя?
Упражнение из учебника Школа России.
Прочитайте выразительно отрывки из сказки «Гуси-лебеди» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
1.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся.
<…<
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла ее под кисельным бережком.
2.
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
- Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказок.
- Сравните, как в сказке «Гуси-лебеди» девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?
- Кому принадлежат слова из второго отрывка: Что говорит о герое сказки его речь?
Обратите внимание! Речь человека должна быть вежливой, уважительной.
Определение помощников речи
Учитель предлагает подозвать собаку: Ко мне, Myxmap!; указать дорогу пожилому человеку: Надо дойти вон до того дома; попросить прощения у мамы: Прости меня, пожалуйста. Надо обратить внимание, что во всех этих случаях используются жесты и мимика.
Упражнение. Определите виды речи (письменная и устная) и помощников речи (жестов и мимики) на основе рисунка к упр. 2.(Учебник по русскому языку программа Перспектива)
Рассмотрите рисунки. Как общаются люди? Кто использует устную речь, а кто письменную? Помогают ли в общении жесты и мимика? Как общаются животные?
Составьте подпись к каждому рисунку. Что вы использовали: слова или предложения?
Составьте и запишите одно-два предложения к любому рисунку.
И на по следок из учебника по программе Планета знаний:
Главное в нашей речи — слово. Слово — самое общее и самое точное обозначение любой вещи. любого действия, любого предмета. Оно позволяет человеку думать о чем угодно, рассказывать, рассуждать. (По Г.Юрмину)
Проверьте свои знания, пройдя тест по данной теме: