Программа Эльконина Давыдова

В поисках школы для своего ребёнка многие родители обращают внимание на практикуемые в них программы обучения. В начальных классах закладывается фундамент будущих знаний детей. От него зависит успешность дальнейшего образования. Одной из интересных образовательных методик обучения в начальных классах является программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Цель программы Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В.

Несмотря на то, что программа Эльконина и Давыдова была разработана более 50 лет назад, она считается инновационной и относится к развивающему типу обучения. В 1996 году её был присвоен статус государственной. Целью программы является стимулирование у детей желания личностного роста и выработки способов самостоятельной оценки себя.

В процессе обучения у них, вместе с формированием познавательной самостоятельности, происходит развитие данных от природы способностей. Программа Эльконина и Давыдова позволяет сформировать у ребенка в процессе обучения устойчивые нравственные убеждения и активную жизненную позицию.

Основные принципы программы

В системе выделяют 5 основных принципов:

  • Методика направлена на объединение класса на совместное формирование целей и задач обучения.
  • Учащимся не выставляются оценки. Они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.
  • Для каждой возрастной группы школьников подбирается своя методика обучения. Это повышает эффективность усвоения учебного материала.
  • Перечень предметных дисциплин формируется исходя из поставленных целей образовательного процесса.
  • Между педагогом и классом существует отличный от традиционного способ взаимодействия.

Обучение и воспитание в системе Эльконина-Давыдова являются взаимосвязанными процессами.

Особенности программы и УМК

Входящие в программу обучения Эльконина-Давыдова учебники включены в федеральный перечень. Согласно приказу №253 от 31.03.2014 г., они могут использоваться для ведения образовательного процесса в аккредитованных учебных заведениях, относящихся к начальной школе.

УМК системы выпускается издательством «Вита-Пресс». В него входят завершённые предметные линии учебной литературы:

  1. «Букварь» авторов: Репкина В.В, Восторговой Е.В. и Левина В.А.; «Русский язык» авторов: Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В.
  2. «Русский язык» авторов: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
  3. «Литературное чтение» автора Матвеевой Е.И.
  4. «Математика» Александровой Э.И. и учебник авторов: Давыдова В.В., Горбова С.Ф., Микулиной Г.Г. и О.В. Савельевой.
  5. «Окружающий мир» авторов: Чудиновой Е.В. и Букваревой Е.Н.
УМК Эльконина Давыдова
УМК системы Эльконина Давыдова

Все учебники имеют электронную версию и имеют рабочие тетради, а также методические пособия.

Авторы программы

Даниил Эльконин и Василий Давыдов советские учёные. Эльконин является член-корреспондент Академии психологических наук. Он считается автором теории изучения детства. В 1978 году была издана его монография «Психология игры». До настоящего времени она является основой детской психологии и педагогики.

Эльконин Даниил Борисович
Эльконин Даниил Борисович

Василий Давыдов является учеником Эльконина. Советский педагог был Вице-президентом АПН СССР. Им был придуман термин «развивающее обучение», созданы учебные и методические пособия по различным школьным предметам.

Давыдов Василий Васильевич
Давыдов Василий Васильевич

Когда возникла программа Эльконина Давыдова

В 1958 году Эльконин создал экспериментальную исследовательскую лабораторию, получившую название «Психология младшего школьника». В 1976 она получила заказ на разработку новой системы начального школьного образования, которая была запущена в действие в 1991 года.

Через 3 года после внедрения новой системы обучения в школьную практику, Давыдов занялся её тиражированием в педагогической среде. В 1998 году разработчики программы обучения были награждены Государственной премией в области педагогики.

Плюсы и минусы программы

Система Эльконина-Давыдова широко применяется в начальных школах. К достоинствам программы относят:

  • Высокую эффективность развития и личностного роста ребёнка в процессе обучения.
  • В ходе освоения образовательной программы у детей усвоение теоретических знаний совмещается с развитием логического мышления и раскрытием творческого потенциала.
  • Навыки анализа и полученная в процессе обучения информация способствуют развитию масштабного мышления.

К недостаткам программы относят страх родителей перед адаптацией детей, обучавшихся по традиционной системе, при переходе на новую учебную программу. Пугает их и обучение без выставления ученикам оценок при глубоком изучении предметов.

Отзывы родителей и учителей

По отзывам родителей, которые можно найти в интернете, система обучения Эльконина-Давыдова сложнее общеобразовательной программы. Она позволяет эффективно раскрывать потенциал ребёнка. Неоднозначное отношение к программе можно услышать от педагогов. При множестве плюсов системы обучения, одним не нравится в ней курс математики, а других отсутствии преемственности с программой «Школа России».

Подготовка к программе Эльконина Д.Б. Давыдова В.В.

Родителям трудно разобраться в системе обучения Эльконина-Давыдова. Рекомендуется до начала школьного обучения отправить детей на специальные подготовительные курсы.

Остались вопросы или хотите поделится своим отзывом о программе? Обязательно напишите об этом в комментариях.


Другие статьи по теме

Оставь комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *