В поисках школы для своего ребёнка многие родители обращают внимание на практикуемые в них программы обучения. В начальных классах закладывается фундамент будущих знаний детей. От него зависит успешность дальнейшего образования. Одной из интересных образовательных методик обучения в начальных классах является программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Цель программы Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В.
Несмотря на то, что программа Эльконина и Давыдова была разработана более 50 лет назад, она считается инновационной и относится к развивающему типу обучения. В 1996 году её был присвоен статус государственной. Целью программы является стимулирование у детей желания личностного роста и выработки способов самостоятельной оценки себя.
В процессе обучения у них, вместе с формированием познавательной самостоятельности, происходит развитие данных от природы способностей. Программа Эльконина и Давыдова позволяет сформировать у ребенка в процессе обучения устойчивые нравственные убеждения и активную жизненную позицию.
Основные принципы программы
В системе выделяют 5 основных принципов:
- Методика направлена на объединение класса на совместное формирование целей и задач обучения.
- Учащимся не выставляются оценки. Они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.
- Для каждой возрастной группы школьников подбирается своя методика обучения. Это повышает эффективность усвоения учебного материала.
- Перечень предметных дисциплин формируется исходя из поставленных целей образовательного процесса.
- Между педагогом и классом существует отличный от традиционного способ взаимодействия.
Обучение и воспитание в системе Эльконина-Давыдова являются взаимосвязанными процессами.
Особенности программы и УМК
Входящие в программу обучения Эльконина-Давыдова учебники включены в федеральный перечень. Согласно приказу №253 от 31.03.2014 г., они могут использоваться для ведения образовательного процесса в аккредитованных учебных заведениях, относящихся к начальной школе.
УМК системы выпускается издательством «Вита-Пресс». В него входят завершённые предметные линии учебной литературы:
- «Букварь» авторов: Репкина В.В, Восторговой Е.В. и Левина В.А.; «Русский язык» авторов: Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В.
- «Русский язык» авторов: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
- «Литературное чтение» автора Матвеевой Е.И.
- «Математика» Александровой Э.И. и учебник авторов: Давыдова В.В., Горбова С.Ф., Микулиной Г.Г. и О.В. Савельевой.
- «Окружающий мир» авторов: Чудиновой Е.В. и Букваревой Е.Н.
Все учебники имеют электронную версию и имеют рабочие тетради, а также методические пособия.
Авторы программы
Даниил Эльконин и Василий Давыдов советские учёные. Эльконин является член-корреспондент Академии психологических наук. Он считается автором теории изучения детства. В 1978 году была издана его монография «Психология игры». До настоящего времени она является основой детской психологии и педагогики.
Василий Давыдов является учеником Эльконина. Советский педагог был Вице-президентом АПН СССР. Им был придуман термин «развивающее обучение», созданы учебные и методические пособия по различным школьным предметам.
Когда возникла программа Эльконина Давыдова
В 1958 году Эльконин создал экспериментальную исследовательскую лабораторию, получившую название «Психология младшего школьника». В 1976 она получила заказ на разработку новой системы начального школьного образования, которая была запущена в действие в 1991 года.
Через 3 года после внедрения новой системы обучения в школьную практику, Давыдов занялся её тиражированием в педагогической среде. В 1998 году разработчики программы обучения были награждены Государственной премией в области педагогики.
Плюсы и минусы программы
Система Эльконина-Давыдова широко применяется в начальных школах. К достоинствам программы относят:
- Высокую эффективность развития и личностного роста ребёнка в процессе обучения.
- В ходе освоения образовательной программы у детей усвоение теоретических знаний совмещается с развитием логического мышления и раскрытием творческого потенциала.
- Навыки анализа и полученная в процессе обучения информация способствуют развитию масштабного мышления.
К недостаткам программы относят страх родителей перед адаптацией детей, обучавшихся по традиционной системе, при переходе на новую учебную программу. Пугает их и обучение без выставления ученикам оценок при глубоком изучении предметов.
Отзывы родителей и учителей
По отзывам родителей, которые можно найти в интернете, система обучения Эльконина-Давыдова сложнее общеобразовательной программы. Она позволяет эффективно раскрывать потенциал ребёнка. Неоднозначное отношение к программе можно услышать от педагогов. При множестве плюсов системы обучения, одним не нравится в ней курс математики, а других отсутствии преемственности с программой «Школа России».
Подготовка к программе Эльконина Д.Б. Давыдова В.В.
Родителям трудно разобраться в системе обучения Эльконина-Давыдова. Рекомендуется до начала школьного обучения отправить детей на специальные подготовительные курсы.
Остались вопросы или хотите поделится своим отзывом о программе? Обязательно напишите об этом в комментариях.