Основные задачи: 1) показать смысловую связь предложений в тексте; 2) развивать речь и логическое мышление учащихся при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения; 3) проверить уровень усвоения слов из словаря.
Первый урок. 1) Игра «Доскажи!»: Давайте вспомним, как устроен язык. Из звуков или букв образуются … (слова), из слов образуется …(предложение). А что может получиться из нескольких предложений? (Текст.) А можно ли считать, что любые несколько предложений образуют текст?
2) Определение основных свойств текста. Анализируя разные группы предложений (упр. 22), дети выясняют, что только вторая группа является текстом. Устно можно определить тип предложений по цели высказывания и по интонации.
3) На вопрос учителя: «А какое свойство текста мы еще не назвали?» — ученики или отвечают самостоятельно (Текст можно озаглавить.), или ищут ответ в сообщении Самоварова (с. 21).
Дети могут высказать свои предположения, как можно озаглавить текст, что должно отражать заглавие текста. Выводы учащихся уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 21).
4) Выбор заглавия к тексту басни Л. Толстого (упр. 23) помогает уточнить понятия «тема текста», «основная мысль текста». Можно предложить детям устно описать ситуацию, к которой тоже подошла бы пословица Друг познается в беде.
Второй урок. 5) Работа над логической последовательностью предложений в тексте (упр. 24).
6) Деление текста на предложения при работе в паре (упр. 25).
7) Анализ поэтических текстов А. Толстого и А. Плещеева (упр. 26). Рисунок к упражнению помогает ярче представить созданные поэтами образы: Понравился ли вам рисунок? Как вы думаете, художник верно изобразил то, о чем говорится в произведении? А какой рисунок сделали бы вы?
8) Словарный диктант по изученным во 2 классе словам с непроверяемым написанием.
9) Домашнее задание. Упр. 18 из РТ; по желанию — списывание стихотворения из упр. 26 с красочным оформлением.