Основные задачи: 1) дать представление о разных типах текстов, показать, что выбор типа текста обусловлен целью автора; 2) научить детей определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов: 3) развивать речь учащихся при составлении устного рассказа; 4) развивать логическое мышление детей при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по рисунку.
1) Знакомство с типами текстов начинается с чтения вопроса Ани (с. 26). Варианты ответов на вопрос: «Для чего создаются тексты?» —выслушиваются, а затем уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 26).
2) Полученные сведения о типах текстов конкретизируются при выполнении упр. 27 и упр. 21 из РТ.
3) Составление детьми устных рассказов о своих домашних животных. Тексты могут получиться разные: и описание, и повествование, и рассуждение. Достичь такого разнообразия учитель может с помощью наводящих вопросов: Как котенок (щенок и т. д.) оказался у вас дома? Почему вам нравится ваш котенок (щенок и т. д.)? Как выглядит ваш котенок (щенок и т. д.)?
4) Составление текстов разных типов по рисункам (упр. 28). Рисунки подобраны таким образом, чтобы составить описание, повествование, рассуждение.
5) Прогнозирование типа текста по его заглавию (упр. 29) и составление текста по любому из заглавий с последующей его записью.
6) Итог урока: С какими типами текстов мы познакомились? Для чего используется каждый из них?
7) Домашнее задание. Составить текст-описание своей школы из трех-четырех предложений.