Основные задачи:
1) активизировать лексический запас школьников при работе со словами тематической группы «Школа»;
2) повторить понятие «слова с непроверяемым написанием»;
3) закрепить навык написания таких слов.
Конспект урока по теме
1) Создание проблемной ситуации: Ктототам составил список вещей, которые ему надо купить в магазине. Мне кажется, что этот список составлен неверно. А вы как думаете? (На доске: 1. Обувь — тапочки, сапоги, рубашка. 2. Одежда — куртка, брюки, чемодан. 3. Посуда — чашка, тарелка, шкаф. Дети находят лишние слова.)
2) Работа со словами тематической группы «Школа» (упр. 9). Запись в словарик слов учебник, тетрадь.
3) Повторение понятия «слова с непроверяемым написанием»: Как можно проверить безударные гласные в словах слова, доска, звонок? А в словах завтрак, учебник, тетрадь? Написание каких слов нельзя проверить? Какой словарь нам поможет?
Ответы детей уточняются при чтении сообщения Совенка (с. 11). По возможности учитель должен продемонстрировать несколько орфографических словарей разного объема: А в нашем учебнике есть такой словарь? Как в нем расположены слова?
4) Работа со словами с непроверяемым написанием из песенки И. Токмаковой (упр. 10).
В словарик записываются слова капуста, морковь, горох.
5) Продолжение работы со словами с непроверяемым написанием. Можно провести «рисуночный» диктант. Учитель показывает картинки с изображением предмета, а ученики записывают слова (морковь, капуста, карандаш, пенал, человек, собака, корова, ворона).
Учитель может предложить детям отгадать загадки и записать отгадки: 1. Расходится детина — удержу нет, уляжется спать — не видать, не слыхать. (Ветер.) 2. Стоит дерево кудряво, оно мир освещает, крик унимает, больных исцеляет, чистоту соблюдает. (Береза. Раньше из древесины березы делали лучины, из ее веток — розги и веники, березовые почки использовали как лекарство.) 3. В маленьком горшочке уха сладка. (Орех.)4. Кабы я встала, я бы небо достала, кабы руки да ноги — вора б поймала, а глаза бы да уши — так все рассказала. (Дорога.) 5. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.) 6. Косой бес поскакал в лес. (Заяц.) 7. Сидит Марфутка в семидесяти семи шубках. (Капуста.) 8. Ни окошек, ни дверей — полна стайка лебедей. (Огурец.) 9. Сидит девица в темнице, коса на улице. (Морковь.) 10. На дворе стоит сена копна, спереди — вилы, сзади—метла.(Корова.) 11. Не зверь, не птица, петь не поет, а кто идет — хозяину знать дает. (Собака.)
6) Итог урока: Вспомните, что такое слова с непроверяемым написанием. Где можно узнать, как они пишутся?
7) Домашнее задание. Записать из словаря пять слов — названий растений и животных.
Тест из учебного пособия Русский язык. Тесты. 2 класс — Михайлова С.Ю.
Проверьте свои здания по теме.