Основные задачи: 1) познакомить учащихся с повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями, показать цель их использования в речи; 2) развивать речь детей при составлении предложений к заданной ситуации; 3) работать над произносительной культурой учащихся при интонировании предложений разного типа.
Это важно! Основным критерием при разграничении повествовательных, побудительных и вопросительных предложений должна быть именно цель, с которой они создаются, а не знак препинания в конце предложения. Знакомство с восклицательными и невосклицательными предложениями предусмотрено на следующем уроке.
1) Наблюдение за предложениями, разными по цели высказывания (упр. 15). При чтении реплик Ани и Вани дети должны определить, зачем они произнесены, обратить внимание на знаки препинания в конце предложений. Выводы учащихся уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 15).
2) Самостоятельное составление предложений разного типа по опорным словам с непроверяемым написанием (упр. 16). Важно, чтобы учащиеся прочитали составленные предложения с правильной интонацией, поставили в конце каждого предложения нужный знак препинания.
3) Знакомство с терминами «повествовательное предложение», «побудительное предложение» и «вопросительное предложение» (сообщение Самоварова, с. 17). Предложения дети должны прочитать с нужной интонацией.
Закрепить термины помогает диалог Ани и Вани (с. 18).
4) Составление предложений разного типа к заданной коммуникативной ситуации (упр. 17). Важно обратить внимание на знаки препинания в конце предложений!
5) Восстановление «рассыпавшихся» предложений, определение типа каждого из полученных предложений (упр. 18).
6) Итог урока: С какими тремя типами предложений по цели высказывания мы познакомились? В чем их основное различие?
7) Домашнее задание. Составить и записать три предложения, разные по цели высказывания.